розыск в исполнительном производстве

Цели и задачи

цель курсовой работы, которая заключается в обобщении и закреплении основных положений о розыске в исполнительном производстве и выделении его видов.

Введение и актуальность


В исполнительном производстве возможны ситуации, когда уже на стадии предъявления исполнительного документа ясно, что взыскателю неизвестны ни место пребывания должника, ни местонахождение его имущества, т.е. обстоятельства, определяющие место предъявления исполнительного документа. [15;41] Для таких случаев, когда одновременно с принятием исполнительного документа необходимо решать вопрос об объявлении розыска, предназначены нормы ч. 4 ст. 33, ч. 2 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве», гарантирующие взыскателю возможность предъявления исполнительного документа по его выбору вне зависимости от наличия у него информации о должнике и его имуществе. Это особенно актуально для взыскателей по требованиям о взыскании алиментов. [11;412]
По исполнительным документам, содержащим требования, не указанные в ч. ч. 3 и 4ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:
Должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;
Должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10000 руб.;
Имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10000 руб.
В силу диспозитивных начал исполнительного производства по указанной категории взысканий судебному приставу-исполнителю необходимо разъяснять взыскателю положения предусматривающие обязательное наличие заявления взыскателя о розыске. [15;89]

Заключение и вывод

Сфера исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов вполне обоснованно заслуживает пристального внимания ученых-процессуалистов, поскольку от того, насколько правильно будет соблюден механизм исполнительного производства, зависит реальное восстановление нарушенных прав и свобод субъектов гражданского судопроизводства.
Как отмечалось ранее, под исполнительным розыском понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, осуществляющим розыск, исполнительно-розыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка.
Успешное решение проблемы розыска должников и их имущества является необходимым условием правомерного решения имущественного спора, что в свою очередь, способствует вытеснению криминала из бытовых отношений и экономики, повышению ответственности граждан и предпринимателей друг перед другом, становлению цивилизованного бизнеса и правового общества в России.
Анализируя ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве», можно прийти к выводу, что исполнительный розыск делится на два основных этапа:
Подготовка судебного пристава-исполнителя к совершению исполнительно-разыскных действий (организация исполнительного розыска);
Совершение судебным приставом-исполнителем исполнительно-разыскных действий (производство исполнительного розыска).
Нельзя не сказать, что для начала организации исполнительного розыска должника-гражданина необходимо вынесение судебным приставом-исполнителем соответствующего постановления. При этом Закон предъявляет требования к месту объявления розыска, а также закрепляет основания производства исполнительного розыска, а по сути основания для заведения разыскного дела.
Основным документом, который ведется в ходе исполнительного розыска, является разыскное дело.
Следует отметить, что важной особенностью организации и производства исполнительного розыска должника-гражданина является время совершения исполнительно-розыскных действий. Согласно, ч. 1 ст. 35 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов.
Следовательно, совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения не могут производиться в нерабочие дни и ночное время, за исключением случаев, которые предусмотрены ч. 3 и ч. 3.1 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Еще одной особенностью производства исполнительного розыска является возможность взыскателя использовать услуги частного детектива в соответствии с Федеральным законом от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». При этом судебный пристав-исполнитель обязан проверить информацию, предоставленную взыскателем при помощи частного детектива. 
Обращая внимание на формулировки норм об исполнительном розыске ребенка ФЗ № 229, нельзя не заметить, что норма ст. 65 не должна содержать указание на розыск ребенка наряду с розыском имущества должника. В последнем случае речь идет о защите имущественного права лица, тогда как исполнительным розыском обеспечивается защита личных прав и интересов несовершеннолетних и иных членов семьи. Указанная норма, несомненно, требует внесения изменений.
Весьма важно отметить, что основным преимуществом исполнительного розыска, в отличие от розыска ответчика в рамках гражданского судопроизводства, является предоставление возможности судебному приставу-исполнителю в полной мере реализовать свои полномочия, предоставленные ему законодательством об исполнительном производстве.
Действующее законодательство наделило ФССП России действенным механизмом исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов, а именно возможностью организации и производства эффективного исполнительного розыска. Но нельзя забывать о том, что исполнительный розыск — это лишь один из многих значимых институтов исполнительного производства. И от того, насколько качественно судебный пристав-исполнитель будет подходить к исполнению своих профессиональных обязанностей, зависит в целом реальное восстановление нарушенных прав физических и юридических лиц.
Исходя из выше изложенного, можно с уверенностью сказать, что поставленная нами цель работы была достигнута, все задачи успешно выполнены. А сформулированные нами предложения и сделанные выводы могут быть использованы при усовершенствовании действующего законодательства об исполнительном производстве.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ