символы президентской власти и органы, функционирующие при Президенте

Цели и задачи

Цель исследования – рассмотреть символы президентской власти и органы, функционирующие при Президенте.

Введение и актуальность


Только Президент РФ может представлять интересы нашего государства на внутренней и внешней арене. Именно он формирует представление о нашем государстве в публичном пространстве мирового сообщества. Президент РФ также обеспечивает координацию собственной деятельности, а также деятельности субъектов, входящих в его администрацию.
Итак, исследование статуса Президента РФ показывает, что Конституция РФ лишь поверхностно указывает основные права и обязанности Президента РФ, тогда как расшифровка его полномочий, сущность отношений с другими органами государственной власти, а также иные важнейшие вопросы регулирования деятельности Президента РФ по осуществлению его полномочий, закреплены в иных нормативно-правовых актах. Среди этих актов:
1. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О гражданстве Российской Федерации», где определены полномочия Президента РФ в области лишения гражданства;
2. Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об обороне», где определены полномочия Президента РФ в области военной политики и обороны;
3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении»;
4. Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об использовании атомной энергии»;
6. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О безопасности»;
7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;
8. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об экспортном контроле» и др.
Статус Президента РФ должен быть, по нашему мнению, конкретизирован и упорядочен посредством систематизации норм, определяющих его. На страницах юридической литературы исследователи предлагают иные способы решения данной проблемы:

Заключение и вывод


Несмотря на то, что институт президентства имеет уже достаточно длительную историю в Российской Федерации (превышающую четверть века), до сих пор существуют проблемы, связанные как с доктринальным пониманием конституционно-правового статуса Президента России, так и с воплощением его элементов на практике.
На данный момент в юридической науке не существует единого определение конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации. При этом одни авторы называют его правовым статусом, другие конституционным статусом, третьи – конституционно-правовым статусом.
На наш взгляд, наиболее полным определением является следующее. Конституционно-правовой статус Президента России – это закрепляемая нормами Конституции Российской Федерации и иных актов – источников конституционного права устойчивая, но динамичная система элементов, выражающих его особенности как главы российского государства положение российского Президента в государстве и обществе относительно других субъектов права.
Единого понимания структуры конституционно-правового статуса Президента РФ в науке не существует. Ученые-юристы выделяют разные его элементы, как конструктивные, так и сомнительные. Однако очевидно, что ядром конституционно-правового статуса являются полномочия Президента, те права, обязанности и ответственность, которые он реализует, являясь главой государства.
Порядок избрания Президента РФ крайне сложный и тщательно регламентированный процесс, закрепленный как в 4 главе Конституции РФ, так и в специальном нормативно-правовом акте. Также отдельные моменты данного процесса закреплены в Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) и иных актах.
В соответствии с положениями Конституции РФ Президент избирается на срок в шесть лет. Законодательно срок нахождения Президента РФ в должности был увеличен на два года в 2008 году Президентом Дмитрием Медведевым, посредством внесения соответствующей поправки в Конституцию РФ. Таким образом, на практике видно, что президентский срок может быть увеличен.
Периодичность смены высших должностных лиц посредством установления оптимальных сроков пребывания у власти избранного населением должностного лица (прежде всего, президента, реже - губернатора субъекта Федерации). В демократических странах этот срок обычно составляет четыре-пять лет. В редких случаях он достигает шести лет, причем обычно возможность занятия соответствующей должности предоставляется один раз. В цивилизованных странах мира в последние 15 - 20 лет появилась тенденция к сокращению срока президентских полномочий. Например, во Франции в 2000 г. он был снижен с семи до пяти лет, а в Бразилии и Аргентине в конце 1990-х гг. - с шести до четырех лет.
До 2008 г. Президент РФ избирался, как известно, на четыре года, но в силу поправки к Конституции, принятой за рекордно короткое время (менее чем за два месяца), этот срок возрос до шести лет. Возникает вопрос: почему нужно было на треть увеличивать срок президентских полномочий, когда в большинстве демократических стран он не превышает четырех, максимум пяти лет?
Интересно, что в 2012 г. для губернаторов был введен запрет занимать должности более чем два срока подряд, который ранее отсутствовал в законодательстве РФ (О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2274).
С одной стороны, за четыре, максимум восемь лет президентских полномочий, как правило, невозможно приобрести достаточный опыт политического руководства и наладить аппаратные связи в государственном истеблишменте, а потому новый глава государства вынужден учитывать мнение многих представителей этого аппарата. Но ведь это одновременно может быть и определенной гарантией для общества: президент не считает свою позицию единственно правильной и не уподобляется тирану, который навязывает ее обществу, а прислушивается к служилой бюрократии.
С другой стороны, максимальные восемь лет нахождения в должности не позволяют главе государства подчинить себе все структуры власти, подавить независимые СМИ, установить контроль за судами и т.д. Отсутствие ограничения сроков пребывания на посту президента приводит к формированию в государственных органах устойчивого аппарата чиновников, значительно затрудняет доступ к государственной власти новых лиц.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ