Символизм рубежа 19-20 века в литературе

Цели и задачи

Целью исследования данной курсовой работы является исследование эволюции идей символизма.

Введение и актуальность


Модернизация и обновление литературы стали причиной появления новых направлений и школ. Переосмысление прежних средств выразительности и возрождение поэзии характеризуются наступлением «серебряного века» русской литературы. Этот термин неразрывно связан с именем Н. Бердяева. Он употребил термин «серебряный век» в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. А чуть позже закрепил это словосочетание художественный критик и редактор «Аполлона» С. Маковский. Он назвал свою книгу о русской культуре рубежа столетий «На Парнасе серебряного века». По истечению нескольких десятилетий Анна Ахматова напишет «… серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл».
Русская литература ХХ века было ознаменована тремя основными литературными течениями: реализмом, модернизмом и литературным авангардом.
Возрождение романтических форм, которые со времен начала прошлого столетия были забыты, стали одним из значимых явлений в искусстве первых десятилетий ХХ века.
Русская литература конца XIX начала ХХ веков имела некоторые типичные черты. Происходит модернизация всей литературы, непривычная интенсивность и насыщенное обновление литературных процессов. Для этого периода свойственно одновременное существование различных школ, литературных течений и направлений. Актуален приоритет «вечных» ценностей над «временными», стремление осмыслить жизнь с точки зрения универсальных начал бытия.
Литература «Серебряного века» характеризуется периодом «возврата» к общекультурным устоям, к первоистокам. Значимое влияние произвело обращение к античной мифологии, к древнерусской литературе, к русской литературе XIX века. В этот период происходит широкий взаимный обмен русской и европейской культур.
Литературный быт меняется. Появляются журналы иного вида, чем классические «толстые журналы» XIX века – такие, как элитарные «Мир искусства», «Аполлон», «Золотое руно», «Весы». Появляются новые типы русского писателя разностороннего уровня: писатель-критик, писатель-философ, писатель-филолог. Происходят изменения и в статусе писателя России начала века.
Следствием революции 1905 года стала отмена предварительной цензуры, что привело к резкому увеличению количества печатных изданий, и они по количеству названий вышли на одно из первых мест в мире. В начале века писатель становится настоящих профессионалом.
Величайшие литературные достижения «Серебряного века» связаны с модернизмом как «стилем ХХ века». В русской литературе достаточно длительное время модернизм представал в отрицательном свете, определялся как кризис и деградация искусства в буржуазном обществе. Сейчас литературоведы придерживаются такой идеи, что на самом деле модернисты намеренно стремились к обновлению художественных средств для выражения нового умонастроения, нового мировосприятия человека в кризисную эпоху. Модернизм укоренял себя как альтернатива реалистическому искусству, беря за основу ведущие принципы реализма XIX века (воссоздание реальной действительности, жизнеподобие, социально-критический пафос). В результате и принципы сложения сюжетов, пространственно-временная организация, способы изображения персонажа, ритмическая структура стиха – все это подвергалось ревизии и переосмыслению.
Модернисты более глубоко познают подсознание человека и сферу иррациональных глубин человека. Более богатыми становятся их произведения, система изобразительно-выразительных средств обогащается новыми приемами – появляются приемы «потока сознания», память пересекается с сиюминутными переживаниями, фантастика, сновидения.
Модернизм стремился не описывать и не воссоздавать существующую реальность, как реализм, а моделировать свою реальность, которая имела бы мало общего с настоящей действительностью или даже противопоставляла бы ей. Из слов Андрея Белого «начиная с высших форм искусства и заканчивая музыкой, мы присутствуем при медленном, но верном ослаблении образов действительности» в этом и есть преобладание модернистской эстетики.
Фундаментом нового литературного мышления «Серебряного века» послужили художественные открытия писателей – неомифологизм, орнаментальность, интертекстуальность и т.д. Как писал исследователь В.А. Келдыш, это была «творческая лаборатория, в которой «нарабатывалось» будущее» [10].

Заключение и вывод


Проанализировав данную курсовую работу, можем сделать следующие выводы.
Литература конца XIX начала ХХ веков развивалась при иных условиях, чем прежде. В русской литературе начала ХХ века происходили переосмысление жизненных ценностей, прежних представлений об искусстве и ощущение завершенного прошлого развития. Модернизация и обновление литературы стали причиной появления новых направлений и школ. Переосмысление прежних средств выразительности и возрождение поэзии характеризуются наступлением «серебряного века» русской литературы. Литература «Серебряного века» характеризовалась периодом «возврата» к общекультурным устоям, к первоистокам.
Появление символизма было реакцией и на кризис религии. Символизм сосредоточен преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. В России символизм нередко мыслился как "жизнетворчество" сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Переоценка ценностей прошлого времени выражалась с помощью бунтов против узкого материализма и натурализма, а также в большей свободе религиозно-философский исканий. Потерявшиеся ориентиры порождали ощущение отсутствие опоры, ушедшей из-под ног почвы. Ошибочные и неполные представления прежних знаний вели к поиску новых путей познания действительности.
В России в начале 1900-х годов символизм проявлялся в двух направлениях. Первое течение, на рубеже XIX и ХХ веков было представлено группой писателей под символическим названием «старшие» символисты – представителями были Д. Мережковский, В. Брюсов, З. Гиппиус, И. Анненский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб (Ф. Тетерников), Н. Минский. «Младшие» символисты, пришедшие в литературу в начале ХХ века А. Блок, А. Белый (Б. Бугаев), С. Соловьев, В. Иванов, Эллис (Л. Кобылинский) во времена своего вхождения в литературу выступали как сторонники философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Владимира Соловьева. Поэзия символистов – это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ – это эхо, указание, намек, он несет глубокий смысл. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, иррациональной и абстрактной.
Андрей Белый – литературный псевдоним Бориса Николаевича Бугаева. Андрей Белый назвал свое мировосприятие «мячом, бросаемым в руки следующего поколения». К сожалению, его идея перевоплощения действительности и сотворения нового человека, который соединял бы черты разных культур – научной, художественной, национальной и вселенской, так и остались программой будущего. В 1910 году выходит в свет теоретический труд Андрея Белого «Символизм», главная идея которого: творческая деятельность недоступна анализу, но может быть выражена в символах. На творчество А. Белого значительное влияние оказали мистические идеи Ф. Ницше, В.С. Соловьева и Р. Штайнера. В начале ХХ века Андрей Белый, подобно сверхновой звезде, ярко блистал на небосклоне отечественной культуры, где и без него было достаточно тесно. После Октябрьской революции его затмили собой другие писатели. Массовый читатель также стал отдавать предпочтение другим именам. А. Белый и сегодня остается писателем для узкого круга, хотя опубликование его произведений и литературы о нем не прерывалось ни на год.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ