Советская форма правления: теория и исторический опыт | Пример курсовой работы

Советская форма правления: теория и исторический опыт

Цель работы – рассмотреть особенности советской формы правления.

Централизация и децентрализация — это не альтернативы развития федерализма, как некоторые полагают, а лишь два рычага управления в федеративном государстве, которые надо применять с учетом конкретных условий функционирования государства. Их состояние зависит от внутренних и внешних факторов развития страны и управления государством, типа политических режимов.
Федеративные отношения — это политико-правовые, социально-экономические и иные отношения различных уровней властей по вертикали, которые охватывают все сферы общественной и государственной жизни, интересы местных сообществ и гражданина.
Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Так, в составе США пятьдесят штатов, ФРГ — шестнадцать земель, Швейцарии — двадцать три кантона. В составе Российской Федерации двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения, одна автономная область, десять автономных округов.
Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 году на Конвенте в Филадельфии разрабатывалась и принималась Конституция первой в мире федерации — Соединенных Штатов Америки, возникли разногласия о порядке представительства штатов в конгрессе. В качестве компромисса было решено создать две палаты — палату представителей, число конгрессменов в которой зависит от населения штатов, и сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения, представлен двумя сенаторами. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя.
Территории федераций состоят из территорий, входящих в них государств и государственных образований. “Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 года об образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций, таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось за все шестьдесят девять лет существования Союза.
Попытка южных штатов выйти из состава США привела к гражданской войне 1861-1865 годов и к утверждению принципа неделимости федерации, получившем подтверждение в заявлении Верховного Суда о том, что Соединенные Штаты есть нерушимый союз, состоящий из нерушимых штатов. На большой государственной печати США, отражая данное положение, начертаны слова: “Из множества — единство”.
Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с федеральной Конституцией и законодательством, Конституции и законы имеют и субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории федерации. Конституция и законы США являются высшими законами страны. Аналогичные положения содержатся в конституциях ряда других государств (Аргентины, Канады, Мексики), распространяя действие федеральных законов, принятых по вопросам компетенции федерации, на всю ее территорию.
Признаком федеративных государств является наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации.
Федерализм — достаточно сложная система государственного устройства, которая позволяет гармонично, а не автоматически объединять интересы составных частей и целого в процессе длительных размышлений и поиска компромиссов.
Таким образом, Обращение к анализу исторического опыта развития государства имеет значимость и потому, что российская государственность переживала «болезненные» трансформации своей формы правления
Особой формой правления является советская республика. Сове́тская респу́блика — особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы. Формально советская республика характеризуется следующими признаками:
единая система органов государственной власти в лице советов, действующие на непрофессиональной основе, — Советы народных депутатов, Советы депутатов трудящихся, Советы рабочих депутатов, Советы солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов, Советы матросских депутатов, Советы батрацких депутатов и т. д.;
отсутствие отличий между государственными органами и органами местного самоуправления (как и само понятие «местное самоуправление»);
не признаётся принцип разделения властей: советы осуществляют как представительную (законодательную), так и исполнительную власть (непосредственно или через свои исполнительно-распорядительные органы).
чаще всего отсутствуют единоличный глава государства и органы конституционного надзора;
депутаты советов формально ответственны перед своими избирателями, связаны их наказами и могут быть отозваны.
Республика такого рода впервые возникла в России в 1917 году и затем была создана ещё в ряде социалистических государств. Во многом институты советской республики служили прикрытием диктатуры коммунистической партии. В результате краха коммунистических режимов наблюдался отказ от советской формы правления в пользу классических форм республиканской власти.
Цель работы – рассмотреть особенности советской формы правления.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!