Схемы лжеэкспорта:методы борьбы и профилактика.

Цели и задачи

Целью данной работы выступает исследование схем лжеэкспорта, а также вариантов борьбы с ним и профилактики.

Введение и актуальность


Схема незаконного возмещения НДС по операциям на внутреннем рынке, облагаемым по пониженной 10 %-й ставке, при приобретении для собственных нужд товаров, работ, услуг, основных средств, а также мошенничества предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, в силу перевода на уплату налогов по специальному налоговому режиму (ЕНВД, УСН, ЕСХН и т.д.). При этом, начиная с 2013 г., по мнению налоговых органов, для незаконного возмещения НДС чаще всего мошенники используют операции с недвижимостью.
1) Возврат НДС при отсутствии выручки. Фирма покупает дорогостоящее оборудование для реализации, а в декларации по НДС заявляется возмещение с приобретенной продукции. Мошенники составляют фиктивные документы по приобретению дорогостоящего оборудования, а также документы, подтверждающие принятие данного оборудования на учет организации (предприятия) в качестве основного средства. Затем мошенники обращаются в налоговую инспекцию за возмещением НДС.
2) Схема незаконного возмещения НДС при перепродаже недвижимого имущества с существенным увеличением стоимости. Незаконное возмещение НДС достигается путем согласованных действий группы взаимозависимых лиц по имитации сделок купли-продажи объекта недвижимости, результатом которых является многократное необоснованное увеличение цены объекта.
Схемы мошенничества при возмещении НДС с использованием заявительного порядка и подачей уточняющей декларации.
1) Выдача заключения налоговым органом о налоговом вычете без проверки. Заключение отдела камеральных проверок при оформлении налогового вычета на сумму менее 3 млн рублей дается без проверки, так как в этих случаях сообщать в вышестоящую инстанцию, комиссию субъекта РФ, которая обычно и принимает решение о возврате налога, необязательно. Такие суммы считаются незначительными и не попадают в общую статистику, чем и пользуются мошенники.
2) Подача уточненных налоговых деклараций. В период камеральной проверки мошенники представляют в налоговый орган уточненную декларацию за тот же налоговый период, но уже с незначительной суммой к возмещению или с нулевым возмещением. В связи с этим проверка по ранее поданной декларации в соответствии с законом прекращается. Впоследствии недобросовестный налогоплательщик обращается в налоговый орган (либо в суд) с требованием возместить НДС в первоначальном объеме, мотивируя свою позицию тем, что уточненная декларация им не подавалась, а подпись в ней руководителю организации не принадлежит, оттиск печати на уточненной декларации также не совпадает с печатью организации. При этом арбитражный суд может счесть это обстоятельство не препятствующим реализации права на возмещение.
3) Повторное возмещение НДС по сделкам, по которым вычет был уже предоставлен. Применение мошеннических действий при подаче заявлений на возврат НДС: заявление подается неустановленным лицом; указывается несуществующий расчетный счет или счет другой организации; представляются поддельные документы, удостоверяющие личность подавшего заявление, и т.п.
Мошенничество при возмещении НДС при реализации права на обжалование решения налогового органа и с использованием правил судебной преюдиции.
При отказе налогового органа в возмещении НДС податель заявления вправе обжаловать решение налогового органа в арбитражном суде, нередко в таких случаях решения принимаются в пользу истцов. Согласно редакции статьи 90 УПК РФ от 29.12.2009 г. № 383-ФЗ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением арбитражного суда, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При формальном следовании данной норме решение арбитражного суда о возмещении НДС в пользу налогоплательщика должно приниматься безоговорочно. В подобной ситуации при поступлении к следователю материала проверки, содержащего противоречивые сведения (результаты ОРД, указывающие на виновность лица в совершении мошеннических действий, и решение арбитражного суда в его пользу), следователь должен вынести решение об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом решение арбитражного суда будет выступать «индульгенцией» для налогоплательщика.

Заключение и вывод

Правовые основы регулирования порядка возмещения излишне уплаченных налогов в рамках ЕАЭС регламентируются национальным законодательством государств-членов. Так, в Российской Федерации данные нормы содержатся в гл. 12 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а также ст. 176 и 176.1 НК РФ. На основании анализа этих норм можно сделать вывод о том, что существует общий и заявительный порядок возмещения налога; в рамках данных порядков выделяют два способа возмещения налога: зачет и возврат.
Общий порядок возмещения НДС определяется положениями ст. 176 НК РФ и представляет собой процедуру, которая состоит из нескольких этапов и заключается в совершении налогоплательщиком и налоговым органом определенных действий, направленных на возврат (зачет) ранее уплаченных сумм НДС. Следует отметить, что особенностью общего порядка возмещения НДС является то, что он неприменим для возмещения “импортного” НДС. Таким образом, в качестве налогоплательщика в данном случае может вы-ступать экспортер товаров, работ, услуг.
Существуют такие основные схемы мошенничества с реализацией возмещения НДС при экспорте: возмещение НДС при экспорте, основанные на применении ставки 0 %.; возмещение НДС по операциям на внутреннем рынке, облагаемым по пониженной 10 %-й ставке, при приобретении для собственных нужд товаров, работ, услуг, основных средств, а также мошенничества предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, в силу перевода на уплату налогов по специальному налоговому режиму (ЕНВД, УСН, ЕСХН и т.д.); возмещение НДС с использованием заявительного порядка и подачей уточняющей декларации; возмещение НДС при реализации права на обжалование решения налогового органа и с использованием правил судебной преюдиции.
Для получения права на возмещение экспортного НДС необходимо лишь представить налоговому органу должным образом оформленные документы по списку ст. 165 НК РФ. При этом судебной практикой допускаются некоторые отклонения от буквального прочтения списка, если они не препятствуют установлению факта экспорта и поступления экспортной выручки. Право на возмещение не зависит от уплаты налога поставщиками экспортера.
Вместе с тем, если налоговый орган заявляет о фиктивности проведенных операций, суд должен по существу рассмотреть обоснованность возмещения. Налоговый орган может либо оспаривать соответствие представленных экспортером документов требованиям закона, либо сослаться на недобросовестность налогоплательщика и злоупотребление правом, либо заявить о фальсификации доказательств. Бремя доказывания недобросовестности налогоплательщика лежит на налоговом органе.
На протяжении всего времени существования НДС как налога законодателем предпринимаются меры по совершенствованию его администрирования, в том числе и с целью воспрепятствования незаконному возмещению НДС из бюджета. Как показывает практика, недобросовестные налогоплательщики фактически на каждое законодательное нововведение реагируют созданием новой схемы мошенничества в сфере НДС, что доказывает системный характер проблемы администрирования налогов. Думается, данная проблема должна быть решена совместными усилиями теоретиков в области налогового и уголовного права и законодателем. Только в случае использования системного подхода к решению проблем администрирования НДС сложный вопрос незаконных возмещений НДС из бюджета может быть решен.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ