Психологические аспекты профессионального взаимодействия психолога и педагога в школе

Цели и задачи

Цель работы – исследовать психологические аспекты профессионального взаимодействия психолога и педагога в школе.

Введение и актуальность


М. Битянова указывает на неопределенность в нормативной базе психологической службы, численность научно-методических рекомендаций и предписаний относительно содержания и организационной деятельности практических психологов, с одной стороны, а с другой – психологическую неопределенность ожиданий со стороны школьной администрации и педагогического коллектива и тесно «связанную с этим хаотичность собственной деятельности психолога и его профессионального самосознания. Многие психологи «утопают» в водовороте школьных психолого-педагогических проблем, чувствуют себя не специалистами с четко определенным и понятным объемом обязанностей, а своего рода «скорой помощью». Они обычно осознают, что требования и надежды, которые на них возлагают, не оправданы, преувеличены или просто не соответствуют их профессиональным возможностям» , с. .
Неадекватные социальные ожидания и различия в подходах к определению функциональных обязанностей практических психологов приводят к неправомерному их расширению, делегированию специалисту-психологу функций, не свойственных его профессии, что значительно препятствует формированию адекватного восприятия его профессиональной деятельности и статуса специалиста в коллективе.
.

Заключение и вывод


Итак, реалии сегодняшнего дня свидетельствуют, что каким необходимо быть школьным психологом, и ловким, опытным и компетентным, креативным и мобильным, чтобы эффективно выполнять профессиональные обязанности.
Акцентируем внимание на основных видах в управленческой деятельности практического психолога в современных школьных условиях в которых он занимается, кроме диагностики учащихся, организацией факультативной, кружковой работы, внеклассных мероприятий, тренингов, направленных на формирование у школьников необходимых психологических представлений, развитие самосознания, стимуляцию самовоспитания, самосовершенствования, обсуждение проблем психологического характера, которые их волнуют.
Психолог должен присутствовать на еженедельных совещаниях администрации по планированию работы на неделю, если психолога не приглашают на такие заседания, то можно просто передавать информацию о тех мерах, которые он планирует провести в течение недели. На совещаниях учителей или совещаниях при директоре педагог-психолог должен представить результаты своей работы, помня при этом о соблюдении Этическом кодексе психолога. Аналитический отчет исследования может быть представлен в виде рекомендаций для учителей или просто небольшим сообщением на тему, которая изучалась.
Кроме того, формы организации решения психолого-педагогических проблем могут быть в виде психолого-педагогический консилиума, педагогический совет.
На наш взгляд, школьный педагог-психолог должен быть компетентен, поскольку общение с родителями, учителями и классными руководителями требует тактичности, толерантности и деликатности в освещении некоторых психологических «моментов» подрастающей личности.
Школьный психолог во взаимодействии с педагогическим коллективом:
1. Устанавливает доверчивые отношения со всеми учителями.
2. Представляет основные функции, задачи, содержание и особенности работы практического психолога. Выясняет пути взаимодействия психолога и педагога.
3. Оказывает социально-психологическую помощь учителям в создании ими развивающей среды и благоприятного психологического климата в классах.
4. Помогает реализовать методы психолого-педагогического наблюдения для диагностики межличностных отношений, уровня интеллектуального потенциала, наличия собственных проблем школьников.
5. Способствует организации дифференцированного обучения и индивидуального подхода в обучении и воспитании учащихся.
6. Пропагандирует психологические знания. Предоставляет информацию о новых исследованиях в области психологии.
7. Изучает запросы учителей всех классов.
8. Обеспечивает индивидуальные консультации и психологическое консультирование по личным проблемам на запрос педагогов и учащихся.
9. «Разряжает» негативное влияние нервно-психической перегрузки у педагогов путем организации работы комнаты психологической разгрузки, тренингов общения и личностного роста.
10. Организует мероприятия психологического толка на запрос администрации школы.
Таким образом, практический педагог-психолог в современной школе имеет возможность оценивать содержание и методы обучения и воспитания учащихся, реализуются в различных учебно-воспитательных заведениях, давать практические советы и рекомендации по совершенствованию с учетом научных данных развития личности ребенка разного возраста.
По результатам анализа современного состояния психологической службы в школе, можно утверждать, что практическая психология стала одним из основных видов деятельности, которая помогает обеспечивать более эффективную работу специалистов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ