Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями

Цели и задачи

Цель данной работы – проанализировать особенности семьи как развивающей среды для ребенка с ограниченными возможностями.

Введение и актуальность


Системный подход в психологии определяется концентрацией на партнерстве, семье, супружестве, группах как отдельных организмах, целостных системах с особой историей, внутренними закономерностями развития и функционирования, этапами становления, ценностями и т. д. Терапия в рамках этого подхода основана на том, что дисфункциональная система отношений влияет на дизадаптацию ее участников.
Система – это некое образование, состоящее из множества взаимосвязанных элементов, взаимодействующих с внешней средой как единое целое и реализующих общие функции.
Системная семейная психотерапия, - одна из самых молодых психологических школ, развивающихся в последнее время. Клиентом здесь является вся семья, вся семейная система. Именно она – объект воздействия. Семейная система - это группа людей, объединенная общим местом проживания, совместным хозяйством, отношениями. Жизнедеятельность в семье регулируется свойствами системы как таковой. Намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы.
Отметим в связи с этим еще один важный аспект теории систем — иерархичность. Это значит, что всякая система может рассматриваться как подсистема в рамках другой, более крупной системы. Элементы системы рассматриваются далее как неделимые единицы анализа. Понятие иерархии в значительной степени подчеркивает свойство теории систем находить ту или иную точку зрения.
А.В. Черников утверждает, что базовая идея системной семейной психотерапии заключается в том, что семья – это социальная система, т.е. комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семья – это « живой организм, напоминающий скорее пламя, чем кристалл». Автор говорит, что семейная система это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующая система, т.е. поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (35). Поэтому члены семьи поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов.
Чтобы иметь возможность объективно рассматривать проблемы семей с детьми, имеющими ограниченные возможности, недостаточно учитывать только лишь внутрисемейные факторы и внутрисемейные возможности. Говоря о семейных взаимоотношениях, специалисты внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы: супружеская (муж, жена), родительская (родитель, ребенок); сибсовая (брат, сестра); расширенная семейная (взаимодействие с друзьями, профессионалами и др.) (36).
Появление ребенка (любого, а с ограниченными возможностями здоровья – особенно) затрагивает и меняет все четыре подсистемы. Причем нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменения во всех остальных. Подсистемы описывают, кто и с кем взаимодействует в семье. То, как происходит это взаимодействие, определяет сплоченность и адаптивность. Сплоченность обычно описывается с помощью двух полярных состояний: переплетенности и разобщенности. Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуются гиперопекой и гипервовлеченностью членов семьи в жизнь друг друга. Такая семья, имеющая ребенка-инвалида, испытывает сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо. Напротив, в разобщенных семьях границы между подсистемами и вовлеченность некоторых членов семьи в жизнь больного ребенка и тех, кто его окружает, может быть сведена до минимума (например, отец, который избегает супружеских и родительских взаимодействий из-за отклонений в развитии ребенка). Нормально функционирующие семьи характеризуются балансом между переплетенностью и разобщенностью. Члены такой семьи способны как на тесные связи, так и на определенную автономность. Адаптивность (гибкость) связана со способностью изменяться в ответ на стрессовую ситуацию. Ригидные семьи испытывают трудности, приспосабливаясь к новой ситуации, связанной с необходимостью заботиться о ребенке со значительными нарушениями развития. Такая семья окажется подверженной дисфункциональным состояниям. Хаотическая семья, живущая без особых правил и принципов, часто меняет и те немногие правила, которые все же существуют. Хаотические семьи часто переходят от состояния эмоциональной близости и сплоченности к враждебности и разобщенности (30).
Поэтому целесообразно оказывать помощь не конкретно ребенку с ОВЗ, а всей его семье. Важно изучить вместе с семьей исследует причины того, почему жизнь складывается не так, как хочется, и найти возможность изменить функционирование семейной системы так, что бы всем стало лучше.
Было доказано, что семья, если ее подтолкнуть в нужном направлении и «запустить» ее положительные силы, способна сама, на основе собственных внутренних ресурсов, помочь своим членам (8).
Среди методик системной терапии, которые можно использовать с семьей ребенка с ОВЗ можно назвать:
1. «Циркулярное интервью» - это дает более существенную информацию как терапевту, так и семье.
2. «Позитивная коннотация» – положительное переопределение симптома, с которым приходит семья. Осуществляется семейным терапевтом таким образом, чтобы само знание о нем имело терапевтический эффект. Трудности и проблемы при этом не преуменьшаются, но семья побуждается к тому, чтобы рассматривать их как указывающих выход из сложной ситуации.
3. Стратегическая семейная терапия - описывается активными попытками терапевта сделать членов семьи ответственными друг за друга, встречами с членами семьи отдельно, формированием терапевтических альянсов и применением техник парадоксальной интервенции.
4. «Семейные расстановки по Хеллингеру» - позволяет осуществить формулирование неких законов или закономерностей организующих процессы внутри семьи.
Универсальная цель семейной терапии – мобилизовать собственные ресурсы семьи. Большое значение здесь имеет понятие «позитивный психологический потенциал семьи». Суть семейной терапии –не совокупность техник, а подход, ориентирующийся на духовные аспекты человеческого бытия.

Заключение и вывод

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.
В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету, существуют разные классификации детей с ограниченными возможностями здоровья. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик.
В данной работе мы проанализировали понятие «дети с ограниченными возможностями», описали особенности и типологию нарушений развития. Изучив и проанализировав психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что ограничение возможностей не является чисто количественным фактором. Это интегральное, системное изменение личности в целом, ребенок с ОВЗ испытывает потребность в особых условиях воспитания.
Были охарактеризованы основные положения системной семейной теории и их приложение к семьям с особым ребенком. Данный вид терапии предполагает, что семьи должна рассматриваться как целостный механизм, как единое целое, со своими подсистемами, взаимосвязями, иерархией, жизненным циклом. Появление ребенка с ограниченными возможностями так или иначе влияет на функционирование всех семейных подсистем.
Теоретический анализ проблем в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями показал, что проживание событийного ряда жизненного цикла в семьях с ребенком с ОВЗ имеет свою специфику. Выделяются несколько периодов, связанных со стрессом семей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Во многих семьях формируется деструктивный тип внутрисемейных отношений, что оказывает травмирующее воздействие на ребенка, лишая его психологической поддержки в преодолении трудностей развития и адаптации.
Нами были определены возможности создания развивающей среды для ребенка с ограниченными возможностями в условиях семьи и составлены рекомендации по созданию развивающей среды для ребенка с ОВЗ. Мы обосновали, что семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит прежде всего от самих родителей, от их установок, формирующихся в отношениях к нему других детей. Порой всем членам семьи ребенка с ОВЗ приходится нелегко. Развивающая среда для ребенка с ОВЗ может быть сформирована только на основе четкой работы всех семейных подсистем.
Для ребенка с ОВЗ, семья – это основа, самое комфортное место, это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Здесь можно вместе разрешить проблемы, искать и находить помощь, понимание и сочувствие. Семья – важнейший ресурс для развития и социализации ребенка с ограниченными возможностями.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ