Проблемно-поисковые методы на уроках обучения праву

Цели и задачи

цель работы – проанализировать проблемно-поисковые методы на уроках обучения праву.

Введение и актуальность


Проблемное обучение - это не абсолютно новое явление в педагогике. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи, основавшего в 1894 году Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах ХХ века.
Идея и принципы в этой области в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин. Много этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский, М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие этих двух деятельностей. Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний - как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.
Основу проблемного обучения составляют так называемые проблемные ситуации, систематически и преднамеренно создаваемые учителем путем постановки проблемных вопросов, задач и заданий.
Если обратиться к определению, то проблема-это задача, подлежащая разрешению, исследованию. Каков же смысл проблемы, которая возникла в процессе обучения? Многие педагоги ставят знак равенства между понятием «проблема» и с понятием «вопрос» и «задача», проблему в обучении путают с проблемой в общеупотребительном ее значении.
Главная особенность всех проблем состоит в том, что, во-первых, они заключают в себе противоречие, а, во-вторых, эти противоречия носят объективный, не зависящий от человека характер. Проблема существует до тех пор, пока не разрешено содержащееся в ней противоречие. Как только противоречие разрешено, проблема перестает быть проблемой.
Учебная проблема- явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет логически завершенным. Задача - явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания. Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь» между известным и неизвестным).
В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования». Её психологическая суть состоит в том, что она является содержанием проблемной ситуации, возникающей в процессе учебной деятельности школьника. Она несет в себе новые для ученика знание и способы усвоения этого знания и определяет структуру мыслительного процесса. Учебная проблема формулируется в виде задачи, задания, вопросов.
Основные функции учебной проблемы:
1) определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы;
2) формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний. К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований.
Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.

Заключение и вывод

Таким образом, проблемная ситуация является интеллектуальным затруднением, которое возникает в ситуациях, когда человек не знает, как объяснить появившиеся явления, факты, процессы действительности, не могут достичь целей известными ему способами действий. Это побуждает людей искать новые способы объяснений или способы действий. Проблемная ситуация - это закономерности результативной, познавательной деятельности. Она запускает мышление, активную мыслительную деятельность, протекающую в процессах постановок и решений проблем.
Главными элементами проблемных ситуаций являются вопросы, задачи, наглядности, задания. Вопросы имеют первостепенные значения, т. к. стимулируют и направляют мыслительную деятельность учеников.
Задачи являются важными фактами повышений познавательной активности учащихся. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержаний нового абстрактного понятия и представления и облегчает формирования научного понятия.
Проблемно-поисковые методы используются в ходе проблемных обучений. При применении проблемно-поисковых методов обучения преподаватели используют такие приемы: основывает проблемные ситуации (ставит вопрос, предлагает задачи, экспериментальные задания), организует коллективные обсуждения возможного подхода к решениям проблемных ситуаций, подтверждает верность вывода, выдвигает готовые проблемные задания. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знании, вызывают предположение о пути решений проблемных ситуаций, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причину явлений, объясняют их происхождения, избирают более рациональные варианты решений проблемных ситуаций.
Под правовым образованием понимаются процессы передач учениками специальных знаний, формирований у них умения и навыков, служащих целям усвоений ими положительного социального опыта, и формирования основных социальных компетентностей. Это есть комплексные системы организаций разных видов деятельности педагога, стержнем которой являются правовые, политические и нравственные образования и воспитания, реализуемые как через учебно-воспитательные процессы, так и путем демократических, правовых организаций школьной среды.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ