Семейная проблематика в романе Энн Тайлер «Уроки Дыхания»

Цели и задачи

Целью нашего исследования является анализ семейной проблематики в романе Энн Тайлер «Уроки дыхания».

Введение и актуальность


Несмотря на то, что семейный роман (как и роман вообще) с ходом развития литературы менялся очень значительно, писатели использовали разного рода новые техники для создания сюжета и образов, однако данная разновидность романа всегда оставалась в фокусе писательского внимания, так как именно через семью можно показать и взаимодействие людей между собой, и особенности развития общества, и внутреннее состояние человека самого по себе.
В нашей работе мы рассматриваем небольшой роман, который не относится к жанру эпопеи, однако даже в небольшом семейном романе, как было указано выше, автор может отразить особенности того общества, в котором живёт семья, а также определённые закономерности взаимодействия людей между собой.

1.2 Место Энн Тайлер в англоязычной литературе

Энн Тайлер по праву считается одним из крупнейших англоязычных писателей современности. Ею было написано множество романов, с молодости она неоднократно публиковалась в журнале Университета Дьюка и дважды получила премию Энн Флетчер - за рассказы «Лаура» и «Святые в доме цезаря». Работая в библиотеке, Тайлер продолжила писать рассказы, которые публиковались в том числе в журналах The New Yorker, The Saturday Evening Post и Harpers. Её первый роман «Если утро когда-нибудь наступит» был опубликован в 1964 году. В период с 1965 по 1970 Энн занималась воспитанием дочерей и публикациями литературных обзоров в периодике, временно отказавшись от написания новых рассказов и романов. Начала писать снова в 1970 году и опубликовала ещё три романа к 1974 году - A Slipping-Down Life, The Clock Winder, and Celestial Navigation.
Э. Тайлер сама рассказывает о некоторой присущей ей узости тематики: по собственному признанию, каждую свою книгу она начинает с установкой «эта будет другой» — но не выходит. «Я не оправдываю этой ограниченности. Я чувствую, что никогда не буду Толстым. У меня свой крошечный мирок, с которым я имею дело», — сообщает автор в редком личном интервью The Guardian.
«Узость» эта, впрочем, нисколько не относится к ее писательскому дарованию, а лишь к кругу тем, которые ее занимают: вот уже на протяжении полувека Тайлер одержима разными видами семейных отношений — между мужьями и женами, родителями и детьми, братьями и сестрами. В каждом романе мы находим примеры самых разных семей и варианты отношений внутри них, а также — что немаловажно — варианты разных оценок, которые герои дают собственной жизни и собственным семьям.
Ее персонажи — рядовые американцы (как правило, из рабочего класса), за жизнью которых она наблюдает буквально из окон своего балтиморского дома. Тайлер пишет о том, как функционирует брак и почему так выходит, что порой супруги видят их совместную историю совершенно по-разному; о любви родителей к детям и наоборот; о секретах и легендах, имеющихся в багаже каждой, даже самой обычной семьи; о чувстве принадлежности и попытках самоидентификации; о том, насколько людей определяют гены, детские воспоминания и родительские ожидания; о желании вырваться из этих оков и обрести свое собственное, независимое «я»; наконец, о том, как в конечном счете основным центром притяжения все равно остается дом — место, подобного которому нет нигде.
Емко обозначить стиль Тайлер, пожалуй, невозможно: другие писатели и критики в связи с этим даже обозначили ее манеру «стилем без стиля». Но любят Тайлер на родине и в мире именно за то, как мастерски она работает с текстом. Рядовые истории из жизни американской провинции в ее обработке превращаются в нечто сродни остросюжетному детективу. Происходит это в том числе благодаря тому, что Тайлер, судя по всему, феноменальный знаток человеческой природы: критики высоко ставят её умение работать с характерами. Персонажи для Тайлер — это все, и, хотя их обычно довольно много, писательница ни за что не обойдет кого-нибудь вниманием: напротив, она представит героев через такие одновременно крошечные и при этом поразительно точные детали, что не получится ни на секунду усомниться в их реалистичности. Подробность, пожалуй, любимый прием Тайлер, превращающий чтение ее книг в полноценное трехмерное переживание.
Романы Тайлер всегда охватывают большой временной промежуток (как правило, в несколько десятилетий) и при этом никогда не строятся хронологически: такая композиция позволяет обнажать все новые и новые, на первый взгляд малозначительные детали и вроде бы не самые важные события, незаметно собирая их в одну большую картину. Эти скачки даются Тайлер так же легко и естественно, как характеры или, скажем, сюжетные повороты, которые присутствуют в виде давно забытых тайн, неприятных историй, о которых герои не говорят, аккуратно вписанные в очень равномерное повествование, всегда проникнутое доброй иронией и состраданием к людям.

Заключение и вывод

Исходя из поставленных во введении задач и с опорой на цель исследования, мы пришлю к следующим выводам.
Семейный роман является одной из самых распространённых разновидностей романа, так как изображение семьи в литературном произведении позволяет показать одновременно и динамику личных взаимоотношений между людьми, и особенности того общества, в котором они живут. Именно поэтому очень многие англоязычные авторы обращались и обращаются к жанру семейного романа.
Романы Энн Тайлер — американской писательницы второй половины XX века — посвящены преимущественно семейной проблематике. В её романах поднимаются вопросы о том, что держит людей вместе, что такое дом и семья, какую роль они играют в жизни человека. Ответы на эти вопросы в романах неоднозначны: семейные связи могут быть как разрушительными, так и созидательными, причём зачастую это определяется не только самим человеком, но и множеством других обстоятельств.
Роман «Уроки дыхания» построен по тому же принципу, что и большинство произведений Энн Тайлер с использованием нехронологического повествования, которое позволяет сопоставлять правуд и заблуждения героев, разные точки зрения, сравнивать прошлое и настоящее одной и той же семьи.
Одним из ключевых мотивов романа, связанных с семейной проблематикой, является то, что обычно люди создают семьи в юности, когда ещё очень мало знают как о себе самих, так и о других людях, но создание семьи, в итоге, определяет их жизнь на многие годы вперёд. Именно использование ретроспекций позволяет показать, как это «работает»: сначала читатель узнаёт о «настоящем» героев, а затем об их планах и надеждах из прошлого.
В романе описываются разные семьи, в том числе и по составу, причём разница в подходе к изображению семей не проходит по границе между счастливыми и несчастливыми, напротив, в большинстве случаев на первый взгляд очень трудно отличить крепкую семью от той, которая распалась не без причин, счастливую от несчастливой.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ