Сегментирование на рынке труда на основе требований к персоналу и к работодателю.

Цели и задачи

Цель данного исследования - показать сущность рынка труда, как необходимой составной части рыночной экономики, и основные причины безработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности.

Введение и актуальность


Особенности российского рынка труда, которые во многом объясняются историческими условиями его формирования и экономическими ограничениями его функционирования, сказываются и на отношениях между государством, работодателем и работником, устанавливающихся на рынке труда. Требование обеспечения инновационного развития экономики и общества превращает знания, интеллектуальный и человеческий капитал в эндогенный фактор любого вида деятельности. Все это совместно с реформами, которые перманентно проводятся в России в системе высшего образования начиная с конца прошлого столетия, делает необходимым поиск новых путей развития не только образования как сферы национальной экономики, но и отдельных образовательных учреждений.
Для учреждения высшего профессионального образования рынок труда относится к внешней среде, которая соответственно не только создает новые возможности для развития, но и устанавливает определенные ограничения. Не вызывает никакого сомнения, что образовательные учреждения в соответствии с принятой в настоящее время классификацией отраслей экономики относятся к сфере услуг. Однако услуга в общем понимании ее сущности может быть оказана любому человеку, который обратился в данную организацию. Образовательная же услуга имеет специфические особенности:
- во-первых, публичность образовательной услуги носит ограниченный (избирательный) характер: условия оказания услуги (в частности, финансовые) отличаются для лиц с различным уровнем аттестации по результатам получения общего среднего образования;
- во-вторых, образовательная услуга потребляется одним индивидом, но результат ее оказания, который в настоящее время трактуется как сформированные компетенции, необходим индивиду для последующей перепродажи работодателю в составе рабочей силы;
- в-третьих, результат оказания услуги зависит не только от образовательного учреждения, но и от потребителя услуги.
Рынок труда не интересует процесс оказания образовательных услуг как таковой. Работодатель формирует спрос на специалиста (работника) с конкретными качественными характеристиками и оценивает работника на предмет соответствия его фактических знаний, умений и навыков собственным представлениям о них. Кроме того, существует временной разрыв между моментом оказания образовательной услуги и моментом применения результата ее оказания в практической деятельности. В современных условиях, когда происходит ускорение морального износа полученных знаний и ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% прикладных знаний, попытка совместить по времени эти процессы обречена на неудачу. Однако проблема соответствия потенциала работника, с которым он вышел на рынок труда, и требований работодателя остается. Как результат - современный рынок труда оказался переполненным неквалифицированной, потерявшей свои навыки рабочей силой или молодыми неопытными специалистами с завышенными притязаниями относительно уровня оплаты собственного труда.
Многие отечественные ученые, занимающиеся проблемами образования, обоснованно считают, что образовательная деятельность должна быть интегрирована с научной и опережать практику по параметрам доступности, массовости, по содержанию, качеству знания, по разнообразию специальностей и развитию научного потенциала. С необходимостью опережения по многим из названных параметров можно согласиться практически безусловно, а по некоторым (например, опережение по разнообразию специальностей) при условии, что это разнообразие основывается на прогнозах развития экономической, социальной и политической сфер современного общества.
Примером такого опережения, по мнению авторов статьи, является введение двухуровневой системы образования (бакалавриат и магистратура вместо специалитета). Работодатели не всегда и не сразу осознавали разницу (кроме разницы временной). Особенно трудно этот процесс проходил и проходит на региональных рынках, где проблема конвертации диплома стоит не очень остро, а проблема получения специалиста с вузовской скамьи, не соответствующего ожиданиям работодателя, с каждым годом не становится менее актуальной.
По результатам интервьюирования ряда работодателей, относящихся к сфере малого и среднего бизнеса, было выяснено, что они отсутствие пятого года обучения воспринимают как сигнал к ним о необходимости финансировать подготовку специалиста, отвечающего их запросам. К сожалению, в подобной точке зрения есть некоторое зерно истины, так как магистратура в России пока носит формальный характер и не воспринимается студентами как поддержка при осуществлении выбора: продолжение научной деятельности или более глубокое освоение основ избранной специальности.
На установление отношений работодателей, потребителей образовательных услуг и образовательных учреждений существенное влияние оказывает проводимая в настоящее время бюджетная реформа. Федеральный закон от 08.17.2010 ПЕРОВО 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон ПЕРОВО 83-ФЗ), кардинально реформирующий бюджетную сеть учреждений, вступил в силу с января 2011 г. В соответствии с принятыми решениями образовательные учреждения могли выбрать путь развития автономного или собственно бюджетного учреждения.
Надо отметить, что образовательные учреждения не спешат взять на себя ответственность за собственную конкурентоспособность, собственное финансирование своей деятельности, но при этом они отказываются и от ряда сопутствующих ответственности прав. Организации, выбравшие путь бюджетного учреждения, вместо финансирования собственной деятельности по смете теперь получают субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Предполагается, что задание станет носить более обоснованный со стороны государственных органов характер. Однако механизм установления уровня государственного задания в настоящее время до конца не продуман. Очень часто так называемые бюджетные места получают вузы, активно и успешно лоббирующие свои интересы в коридорах власти.
Образовательные учреждения, являясь элементом инфраструктуры рынка труда, принимают участие не только в первоначальном формировании работника, но и в его дальнейшем развитии на протяжении всей послевузовской карьеры. Процесс первоначальной подготовки специалиста обособлен от требований рынка труда, с одной стороны, а с другой стороны, работодатель в последнее время предъявляет повышенные требования к выпускникам вузов, что обусловлено и объективными, и субъективными причинами.

Заключение и вывод


Понятие «рынок труда», его состав и границы — один из дискуссионных вопросов в отечественной науке. Рынок труда в широком понимании рассматривается как система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих на основе соблюдения общепринятых прав и свобод человека формирование, обмен по цене, определяемой соотношением спроса и предложения, и использование рабочей силы.
Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе.
Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видами формам деятельности по критерию эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.
Особенности формирования рынка труда оказывают влияние на все его компоненты и текущее состояние. Структура рынка труда зависит от различных критериев.
Разработанная программа маркетингового исследования рынка труда на примере района Перово позволяет глубже и детальнее проработать интересующие компанию вопросы и выяснить аспекты управления человеческими ресурсами, знание которых необходимо для развития конкретного бизнеса.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ