Формирование и развитие системы управленческого учета в коммерческом банке
Цели и задачи
Цель работы состоит в изучении организации управленческого учета в банке, а также направлений его дальнейшего совершенствования.
Введение и актуальность
Закон о бухгалтерском учете и положение по ведению бухгалтерского учета устанавливают правовые нормы, которые рассматривают общие вопросы формирования учетной политики организации. ПБУ 1/2008 регулирует конкретные вопросы формирования, раскрытия и изменения учетной политики. В этом документы приведены правила выбора, разработки и раскрытия учетной политики организации – юридических лиц. Исключение составляют кредитные организации и государственные учреждения. Положение в части, которая касается формирования учетной политики, распространяется на все организации, а в частности ее раскрытие имеет отношение лишь к тем организациям, которые обязаны публиковать свою бухгалтерскую отчетность по законодательству РФ, учредительным документам, либо по собственной инициативе. [1]
Под бухгалтерским учетом организации понимается структурированная система, которая служит для получения, отражения и обобщения данных в их денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия и их движения с помощью полного и постоянного документального учета каждой хозяйственной операции. Грамотная учетная политика позволяет организации сформировать рациональную систему учетного процесса, с помощью которой можно контролировать и прогнозировать финансовое положение предприятия, на основе сформированной отчетности.
Формирование учетной политики в большей степени влияет на показатели бухгалтерской отчетности, где большую роль играет методическая сторона. Эта сторона формирования учетной политики выступает главенствующим разделом, который определяет способы ведения бухгалтерского учета. Данные способы определяют корректность системы показателей бухгалтерской отчетности, которая дает возможность заинтересованным пользователям подробно проанализировать результаты хозяйственной деятельности предприятия, ее финансового положения и принять рациональные управленческие решения. Таким образом, формирование учетной политики должно основываться на раскрытии методической стороны.
Пользователи, имеющие представление о методах формирования бухгалтерской отчетности, могут проверить ее корректность. Но в большинстве случаев, пользователи не владеют знаниями о бухгалтерском учете. В связи с эти для них бухгалтерская отчетность является непонятной. Поэтому заинтересованным лицам необходимо понимать методы бухгалтерского учета и особенности создания учетной политики. Данные знания позволят рассмотреть отраженные данные в отчетности о финансовом положении предприятия не только как результат его хозяйственной деятельности, но и результат ведения бухгалтерского учета.
Под финансовым положением понимается прибыль и убытки организации. Но на практике компания может получать высокую и при этом терять платежеспособность, что приводит к ухудшению финансового положения и банкротству. Или компания может нести убытки, сохраняя при этом платежеспособность, и продолжать осуществлять свою деятельность с помощью резервных средств, продажи оборотных средств и долгосрочных или краткосрочных кредитов.
Большие компании в своей деятельности пользуются широким набором методов, которые описываются не только в учетной политике. Обычно налоговая сторона описывается в налоговой политике предприятия, специфика использования гражданско-правовых договоров является выбором договорной политики. Это можно связать с тем, что заключение похожих сделок может быть оформлено разными договорами, на основании которых организация несет разные правовые последствия и различные финансовые результаты.
Бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль имеют определенные отличия, которые выгодны для организации. Например, согласно законодательству можно понизить налогооблагаемую прибыль, увеличив при этом бухгалтерскую, что дает возможность сократить налоговые платежи и вместе с тем выплатить дивиденды акционерам, однако следствием этого является повышенная нагрузка на бухгалтера. Существует мнение, что предприятие обязано в ведении бухгалтерского учета отвечать требованием НК РФ, и как следствие налоговый учет будет сопоставим с бухгалтерским. В реальности же бухгалтерский учет может принять расходы, а для налогооблагаемой основы они будут отражены как не принимаемые для налогообложения.
Требование рациональности, которое установлено в ПБУ 1/2008 «Учетная политика», гласит, что благодаря учетной политике должно осуществляться рациональное ведение бухгалтерского учета, на основе хозяйственной деятельности и масштаба организации, объясняет потребность ведения бухгалтерского и налогового учета вместе. Для организации соблюдение данного принципа является первостепенным. Например, затраты на формирование ведения бухгалтерского учета не могут превышать доходы от получаемых из него данных. Для международной практики данное правило является основным при формировании отчетности, которое называется «баланс между выгодами и затратами». Конечно, бухгалтерская отчетность – не товар, а получаемый доход от нее вычислить будет проблематично. Одновременно с этим, исходя из разбора информации, которая в ней содержится, пользователь отчетности может принять управленческое решение, которое повлечет за собой реальную выгоду для организации.
Учетная политика, по сути, соблюдая законодательство, может манипулировать такими показателями отчетности, как величина прибыли или оценка активов. В зависимости от выбора в учетной политике метода учета хозяйственных операций ситуация с финансовым положением предприятия, отражаемая в бухгалтерской отчетности, будет меняться.
Заключение и вывод
Обобщая вышесказанное, необходимо дать определение «политика развития инфраструктуры банковской системы». Цель политики развития инфраструктуры банковской системы – обеспечение целенаправленного развития и функционирования банковской системы страны и ее региональных сегментов на основе эффективного использования ресурсов и технологий. Политика развития инфраструктуры банковской системы – это совокупность мероприятий федеральных органов исполнительной власти, Центрального банка РФ, его региональных отделений, а также непосредственно кредитных организаций, направленных на разработку и реализацию стратегии по формированию эффективной инфраструктуры банковской системы для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности национальной банковской системы. Можно выделить ряд предложений по активизации политики развития инфраструктуры банковской системы:
1. Для преодоления низкого уровня конкурентоспособности и в целях реализации Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» представляется целесообразным производить оценку состояния конкурентоспособности кредитных организаций. Такую оценку должен проводить ЦБР совместно со своими территориальными представительствами.
2. Организованный процесс передачи кредитных рисков путем участия кредитной организации в классической или синтетической схеме секьюритизации пула кредитов и иных активов, подверженных кредитному риску.
3. Развитие компетенций персонала банка путем трансфера знаний, умений и навыков от старшего поколения к молодым, возрождение института наставничества.
4. Развитие внешней инфраструктуры банковской системы (учреждений мелкого кредита, страховых организаций и т.п.), которые контролируются мегарегулятором, но могут наполнить кредитный рынок недостающими кредитными ресурсами по регулируемым процентным ставкам. Даже такие простые предложения требуют совершенствования банковского законодательства. Так, в российских условиях такой стабилизирующий фактор, как передача банковских рисков третьим лицам, не используется широко. Поэтому необходимо модернизировать инфраструктуру активов (принять закон о секьюритизации, сформировать комплекс налоговых льгот и т.п.).
Развитие таких форм малого кредитования как ломбарды также требует соответствующей законодательной базы, так как в современных условиях эти организации действуют практически стихийно. В связи с этим необходимо рассмотрение институционально-правовой базы функционирования инфраструктуры банковской системы в России.
1. Для преодоления низкого уровня конкурентоспособности и в целях реализации Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» представляется целесообразным производить оценку состояния конкурентоспособности кредитных организаций. Такую оценку должен проводить ЦБР совместно со своими территориальными представительствами.
2. Организованный процесс передачи кредитных рисков путем участия кредитной организации в классической или синтетической схеме секьюритизации пула кредитов и иных активов, подверженных кредитному риску.
3. Развитие компетенций персонала банка путем трансфера знаний, умений и навыков от старшего поколения к молодым, возрождение института наставничества.
4. Развитие внешней инфраструктуры банковской системы (учреждений мелкого кредита, страховых организаций и т.п.), которые контролируются мегарегулятором, но могут наполнить кредитный рынок недостающими кредитными ресурсами по регулируемым процентным ставкам. Даже такие простые предложения требуют совершенствования банковского законодательства. Так, в российских условиях такой стабилизирующий фактор, как передача банковских рисков третьим лицам, не используется широко. Поэтому необходимо модернизировать инфраструктуру активов (принять закон о секьюритизации, сформировать комплекс налоговых льгот и т.п.).
Развитие таких форм малого кредитования как ломбарды также требует соответствующей законодательной базы, так как в современных условиях эти организации действуют практически стихийно. В связи с этим необходимо рассмотрение институционально-правовой базы функционирования инфраструктуры банковской системы в России.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт