Роль ТЭК в обеспечении экономической безопасности России

Цели и задачи

Цель работы – рассмотрение роли ТЭК в обеспечении экономической безопасности России.

Введение и актуальность


Для анализа состояния экономической безопасности Российской Федерации огромное значение имеют не столько сами критерии, сколько их пороговые значения, т.е. те предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности страны.
Вызывает особое беспокойство сохранение в небезопасной зоне темпов экономического роста, уровня инновационной активности, отраслевой структуры промышленности и уровня и комфортности жизни россиян, в частности сохранение жилищного голода. Углубление же в опасную зону показателя инвестиционной активности делает маловероятным выход по этим показателям из опасной зоны и к 2020 г.
В Стратегии национальной безопасности особое место уделяется инновационной работе, поскольку при условии новой продукции в экспорте Российской Федерации может повысить конкурентоспособность в международной торговле.
В государственном регулировании экономики особое значение должно уделяться устранению огромной разницы в доходах населения, социальной помощи населению с низкими доходами и качеством жизни.
Экономическая безопасность составляет материальную основу национальной безопасности всей Российской Федерации в целом. Не может быть военной, социальной, информационной или иной безопасности при слабой и неэффективной экономике.
При этом к внутренним угрозам экономической безопасности страны обычно относят: ухудшение состояния научно-технического потенциала; структурную разбросанность экономики России; отсутствие побудительных мотивов для эффективного производства; очень низкую конкурентоспособность продукции; высокий уровень инфляции; достаточно высокую степень монополизации экономики; последовательное истощение земель и расширяющееся экологическое загрязнение; увеличение расслоения общества на бедных и богатых; значительное ухудшение здоровья населения страны; кризис в большинстве регионов; криминализацию экономики.
К внешним угрозам экономической безопасности относят: высокий внешний долг России; огромную зависимость нашей страны от импорта технологий и продовольствия; замкнутость российского экспорта на сырье; дискриминация России в торговле с международным экономическим сообществом; низкая инвестиционная активность большинства предприятий; утечку капитала за рубеж; неустойчивость рубля как национальной валюты и высокая зависимость российской экономики от курса доллара.
Таким образом, национальные интересы в области экономики формулируются в государственной стратегии экономической безопасности или государственной стратегии национальной безопасности.
В Российской Федерации категория экономическая безопасность развивается не достаточно последовательно. Это связанно с наличием своеобразного понятийно-категориального аппарата на различных этапах её развития, а так же с его полнотой, разработанностью, закрепленностью, соответствию действительности и т.д.

Заключение и вывод

В настоящее время топливно - энергетический комплекс России подвержен неблагоприятному воздействию экономических и геополитических факторов. В 2014 г. были введены секторальные санкции в отношении России со стороны ряда западных стран, произошло существенное ослабление внешней экономической конъюнктуры, а именно значительное снижение мировых цен на нефть и снижение спроса на энергоресурсы.
Данные факторы привели к ухудшению макроэкономической ситуации в России, усугубили уже существующие в России проблемы структурного и институционального характера, оказали дестабилизирующее влияние на российский топливно – энергетический комплекс.
Последние два года российский ТЭК попал в “идеальный шторм” – он столкнулся с целым рядом экономических (глобальных, региональных, внутренних) и политических вызовов (внешних и, в меньшей степени, внутренних). Главные внешние вызовы имеют экономический характер – это стагнация спроса на глобальном рынке, усиление конкуренции со стороны ряда традиционных и новых производителей углеводородов и связанное с этим более чем двукратное падение цен в 2014-2016 гг. Тот факт, что новое состояние рынка – это всерьез и надолго, был осознан российскими властями лишь в начале 2016 года.
Помимо этого развитие ТЭК продолжает сдерживаться неэффективной регулятивной средой: это и общие «болезни» российской экономики (коррупция, монополизация и т.п.), и особенности государственной политики в сфере энергетики (специфика налогового режима, «ручное управление», сочетание рыночных и нерыночных элементов регулирования). Истощаются «дешевые» месторождения, разработанные в советский период. Поддержание объемов добычи в обозримой перспективе потребует разведки и начало добычи на труднодоступных и дорогих в эксплуатации месторождений.
Санкции, введение странами Запада в связи с украинским кризисом в кратко- и среднесрочной перспективе не создали существенных проблем для функционирования отрасли. Однако в долгосрочной перспективе сохранение запрета на получение технологий способно существенно ограничить воспроизводство добывающих мощностей (Арктика, глубоководные месторождения, сланцевая нефть), поскольку российские компании не обладают соответствующими технологиями, оборудованием и специалистами.
Несмотря на эти и ряд других неблагоприятных факторов, российский ТЭК сохранил устойчивость, во многом благодаря грамотным действиям правительства.
Среди наиболее эффективных мер следует отметить девальвацию рубля. Поскольку большая часть доходов у нефтегазовых компаний номинирована в долларах, а большинство расходов – в рублях, девальвация позволила смягчить последствия падения цен на углеводороды. Стабильное функционирование нефтедобывающих компаний было также поддержано за счет налоговых льгот.
На корпоративном уровне ответом на кризис стало сокращение инвестиций и заморозка ряда крупных upstream проектов. Впрочем, пока это не оказывает непосредственного негативного воздействия на развитие ТЭК, поскольку объем добычи в среднесрочной перспективе ограничен стагнирующим спросом. Особенно велик объем простаивающих добывающих мощностей в газовой отрасли. Для обеспечения наиболее эффективного обеспечения энергетической безопасности России необходимо произвести переход от энергосырьевого сценария развития экономики страны на инновационный. Начальными этапами к данной цели могут стать снижение экспорта топливно-энергетических ресурсов, увеличение внутреннего спроса на энергоресурсы в больших масштабах; развитие направления как производство товаров конечного потребления с высокой добавленной стоимостью.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ