лидерство и руководство как объективный и субъективный феномены | Пример курсовой работы

лидерство и руководство как объективный и субъективный феномены

Цель исследования – изучить лидерство и руководство как объективный и субъективный феномены.

Согласно социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, прежде всего, не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью [1, с.41].
Руководство тесно связано с концепцией власти и личного влияния. В результате среди практикующих специалистов широко распространено мнение, что наиболее эффективные инструменты для эффективного управления можно рассматривать как руководящую должность и власть.
Руководитель – человек, официальными функциями которого являются руководство командой и организация ее деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за работу команды перед назначившим его (избранного, утвержденного) органом. У него есть определенные виды проверки – наказание и поощрение подчиненных влиять на их производственную деятельность (научная, творческая и т. Д.).
Руководитель – это официальный статус (должность) лица, которое обязано оказывать влияние на других (подчиненных) для выполнения работы, порученной компании.
Статус определяет поведение и действия руководителя в рамках официальных структур и полномочий. Характеризует функциональную и социальную роль (модель) поведения руководителя, то есть ожидаемые действия руководителя в различных ситуациях управления.
Важнейшим фактором эффективной работы организации, полной эксплуатации потенциала сотрудников и команды, является стиль руководства. Большинство исследователей выделяют следующие стили лидерства:
директивный стиль (авторитарный);
демократический стиль (коллегиальный);
либеральный стиль (попустительский или анархический).
Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы ему докладывали обо всех делах, только он может принимать или отменять решения. Такой руководитель не прислушивается к мнению коллектива, все решает сам за коллектив. Методами управления у такого руководителя являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень жесткий, лишающий подчиненных любой инициативы. Интересы дела ставятся гораздо выше интересов людей. В общении такого руководителя преобладают резкость и грубость.
Авторитарный стиль руководства негативно влияет на морально-психологический климат в коллективе, приводит к значительному снижению инициативности и желанию работать.
Демократический стиль управления представляет собой распределение полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, а также между руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда спрашивает мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает решение с учетом их мнений. Регулярно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. С подчиненными такой руководитель общается доброжелательно и вежливо: с помощью просьб и пожеланий, рекомендаций и советов, поощрений за качественную и оперативную работу. Приказы применяются по необходимости. Руководитель обеспечивает благоприятную психологическую обстановку в коллективе, а также отстаивает интересы своих подчиненных.
Либеральный стиль управления представляет собой отсутствие какого-либо активного участия руководителя в управлении коллективом. Руководитель с таким стилем управления как бы «плывет по течению», выполняет приказы начальства сверху только после получения указаний или же попадает под влияние коллектива. Такой руководитель предпочитает не рисковать, избегает решения назревших конфликтов, стремится как можно сильнее уменьшить свою персональную ответственность. Работу контролирует редко, часто все пускает «на самотек». Такой стиль руководства будет наиболее приемлемым в творческих коллективах, так как их сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
Следует отметить, что не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Каждая конкретная ситуация или вид деятельности, личные качества подчиненных и другие факторы требуют определенного стиля руководства или оптимального соотношения стилей. Изучение практики организационного управления показывает, что каждый из трех стилей лидерства более или менее присутствует в работе эффективного лидера [3, с.101].
Принимая во внимание такие важные требования, как профессиональный уровень, компетентность, знание законов бизнеса и т. д., руководитель каждого уровня лидерства должен уметь овладевать основами социологии, психологии, образования и образования. Без этих основ сегодня немыслимо принимать эффективные решения по сложным вопросам формирования команды, подбора и обучения персонала, создания деловой творческой атмосферы и навыков формирования команды.

Будет ли деятельность организации успешной, напрямую зависит от типа руководства и отношений между руководителями и подчиненными. Вести людей без знания социальной психологии и психологии управления, как это невозможно, так как невозможно нормально производить без знания экономики.
Одной из главных проблем социальной психологии является проблема лидерства и лидерства. Термины «лидер» и «руководитель» имеют много общего с точки зрения содержания. То и другое влияние на группу и решение предстоящих задач определяют выбор методов и средств решения. Несмотря на сходство, эти понятия далеко не идентичны.
При детальном сравнении обнаруживаются следующие отличия:
лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель – официальных отношений группы, как организации;
лидерство возникает в условиях микросреды, т.е. небольшой контактной группы, руководство элемент микросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
лидерство возникает стихийно, а руководитель либо назначается, либо избирается, но, в любом случае, данный процесс контролируется организацией, как социальной структурой;
руководство отличается от лидерства большей стабильностью, так как не зависит от характера ситуации и подкреплено системой правовых санкций;
руководитель связывает группу с другими социальными системами, в то время как лидер действует внутри группы.
Считается, что при идеальных условиях официальный руководитель назначается членами малой группы, как лидер. В этом случае его формальные права дополняются возможностью неформального воздействия на группу.
Цель исследования – изучить лидерство и руководство как объективный и субъективный феномены.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

четыре × пять =