Роль социальной среды в психологическом развитии младших школьников

Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе – это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем. Психоаналитики считали, что негативный детский опыт приводит к инфантилизму, эгоцентричности, повышенной агрессивности личности, и такой взрослый будет испытывать значительные трудности и с собственным ребенком, и в реализации родительской роли [11]. Таким образом, общение с родителями в ранние годы, их влияние на способы решения типичных возрастных противоречий, конфликты могут проявиться характерными проблемами у взрослого человека.
З. Фрей считал, что дети проходят пять стадий психического развития, а характер протекания каждой из них оказывает конкретное воздействие на формирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей (родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, учителей, воспитателей) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела, служащей источником получения удовольствия. 3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии:
1. Оральная стадия (от рождения до 2 лет). Мир ребенка сосредоточен вокруг рта. Высшая степень удовлетворения на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, ребенок будет предельно самостоятельным, и наоборот, неудовлетворенность в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого.
2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет). На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Его внимание сосредоточивается на анальной области (на выделениях). Дети, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью. Быстрое и сопряженное с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что ребенок «зациклится» на постоянных требованиях чистоты и чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, как и куда ребенок отправляет свои естественные потребности, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности в поведении, к желанию лидерства.
3. Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет). На этой стадии у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. Связанные с этими чувствами конфликты З. Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты посредством идентификации себя с родителями того же пола. Они начинают копировать образцы их поведения, интонации речи, прически.
4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет). В этом возрасте внимание детей не концентрируется в какой-то определенной части тела. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же пола, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.
5. Генитальная стадия (от 12 до 18 лет). Внимание детей вновь сосредоточивается на определенных частях тела (гениталиях), затем появляется интерес к противоположному полу.
Главным в процессе социализации детей Р. Сирс отмечал влияние родителей на воспитание детей. Он считал принципиально важным рассматривать раннее детское поведение как единство поведения матери и ребенка. Р. Сирс использовал психоаналитические понятия (подавление, регрессия, проекция, идентификация) в контексте теории научения для объяснения того механизма, посредством которого осуществляется влияние родителей на развитие ребенка. По мнению ученого, родителям необходимо найти средний путь в воспитании (не слишком сильная и не слишком слабая зависимость, не слишком сильная и не слишком слабая идентификация) [9].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ