Этнокультурное воспитание младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Цели и задачи
Цель исследования – изучить сущность и специфику этнокультурного воспитания в начальной школе, определить влияние произведений устного народного творчества на воспитание младших школьников в духе ценностей народной культуры и составить на этой основе программу воспитательных мероприятий.
Введение и актуальность
Углубление знаний учащихся о Родине надо начинать с изучения своего родного края, нужно помочь детям восстановить духовные ценности, разрушенные десятилетиями. Дети, изучающие корни своей родословной, изучающие историю своего края, будут любить своих ближних, с уважением относиться к предкам, к той земле, на которой живут; ценить заслуги своего народа, гордиться их достижениями. Таких детей никогда не назовут «Иванами, не помнящими родства своего». Эти дети – в свою очередь – воспитают поколение настоящих патриотов. Эта работа начинается с организации экскурсий в краеведческий музей, в центральную детскую библиотеку, беседами со старожилами города, подбором презентаций и книг. Изучение родного края помогает развитию в учащихся коммуникативных универсальных учебных действий, создание групповых проектов. Задача, которую необходимо решить коллективно, влияет на характер взаимоотношений детей. В общей работе ребята учатся умению в одних случаях уступать, в других случаях настаивать на своём, имея в виду интересы коллектива, учатся договариваться.
Формирование этнокультурной компетентности – сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей личность, обществом, семьёй, под влиянием средств массовой информации и общения со сверстниками. Обычно данный процесс происходит стихийно, но его можно сделать и целенаправленным. Для этого необходима организованная педагогическая деятельность.
Образовательное учреждение как социальный институт имеет большие возможности для формирования у учащихся этнокультурной компетентности как в ходе учебной, так и внеучебной деятельности. Рассмотрим некоторые методы формирования этнокультурной компетентности[10].
Заключение и вывод
Согласно Национальной доктрине образования Российской Федерации образовательная политика в России направлена на создание оптимальных условий для развития юных граждан. Его цель — содействовать всестороннему умственному, политическому, нравственному и физическому развитию членов общества, совершенствовать в них чувство прекрасного, вызывать желание творить по законам красоты. Сегодня, когда в мире так обостряются национальные конфликты, очень важной является проблема воспитания детей в духе согласия, ненасилия, мира и уважения к национальной культуре, языку, истории своего народа и, как следствие, культуре и истории других народов.
Можно сделать вывод, что этнокультурное воспитание, реализующее принцип защиты и развития национальных культур и региональных культурных традиций, предусматривает возможность введения в воспитательно-образовательный процесс содержания, связанного с историей, традициями, культурой своего региона.
В результате проведенных исследований был получен вывод о том, что процесс этнокультурного образования спосоствует формированию чувств любви к отечественной культуре в балансе с пониманием и уважением культурам других народов, что является условием толерантных отношений в межэтнических контактах, необходимых в современном полиэтническом обществе. Использование произведений различных жанров фольклора в качестве художественных эталонов позволяет ребенку структурировать фольклорное пространство, выделять опорные характеристики, в результате сравнения с которыми вновь услышанного материала происходит его узнавание и усвоение.
При рассмотрении вопроса об особенностях этнокультурного воспитания младших школьников в образовательных учреждениях были определены условия, особенности создания этнокультурной среды, которая даст возможность обучающимся проявить себя в различных видах творческой и образовательной деятельности, удовлетворить их образовательные потребности и позволяют увеличить число воспитывающих этнокультурных факторов. Ожидаемый результат заключается в том, что у обучающихся через познание этнокультуры в процессе образовательной деятельности воспитывается:
- чувство национального самосознания и толерантное отношение к культуре других народов;
– формируется интерес к художественно-творческой деятельности, обрядам, традициям разных народов и потребность в этнокультурной рефлексии;
– формируется потребность к самосовершенствованию и самореализации;
– формируется ценностное отношение к истории и культуре своего народа.
В ходе работы по введению этнокультурных компонентов в начальной школе:
проведен историко-педагогический анализ этнокультурного воспитания и раскрыты особенности его реализации в начальной школе;
2) разработано дидактико-методическое обеспечение этнокультурного воспитания обучающихся начальной школы;
3) выявлены условия реализации этнокультурного образования, направления работы по введению элементов этнокультурного образования в начальной школе.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт