Роль руководителей низшего и среднего звена в управлении персоналом подразделений авиапредприятия

Цели и задачи

Цель курсовой работы состоит в определении роли руководителей низшего и среднего звена менеджмента в управлении персоналом подразделений авиапредприятия.

Введение и актуальность


Управление межличностными отношениями оказывается наиболее важным на низшем уровне управления. Если непосредственный, линейный руководитель, не является лидером по отношению к своим подчиненным, не может воздействовать на них, мотивировать на исполнение, такой руководитель не сможет быть эффективен на своей позиции.
На уровне среднего менеджмента наиболее важны организаторские и аналитические навыки, поскольку именно здесь происходит анализ стратегических задач и их разбивка на тактические задачи и трудовые действия.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что нет принципиальных отличий в требованиях к уровню компетенций низшего и среднего руководства. Все руководители должны иметь сформированные компетенции трех кластеров (управление задачами, управление собой, управление людьми). Однако уровень развития и баланс этих компетенций отличается в зависимости от уровня руководства.

Особенности управления персоналом в подразделениях авиапредприятия
Специфика осуществления управления персоналом на современном авиапредприятии
Управление персоналом имеет свою специфику в зависимости от вида деятельности предприятия. На российских авиапредприятиях трудится авиационный персонал. Согласно ВК РФ, к авиационному персоналу относятся лица, которые «имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала» [1].
На современном авиапредприятии исключительную важность имеет система менеджмента качества. В наши дни качество является неотъемлемой частью повседневной жизни. Понятие качество трактуется различными учеными по-разному.
Т. Ветошкина и С. Тимофеев определяют качество как динамичную социально-экономическую категорию, которая присуща любому объекту [12]. С. Д. Ильенкова и коллеги приводят следующее понятие качества: «Качество - комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.» [14, C. 18]. Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015 качество продукции и услуг организации «определяется способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны» [4]. Российская Академия проблем качества трактует качество как одну из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества [10]. Анализ представленных определений показывает, что качество может трактоваться как в более конкретном, практически ориентированном смысле, так и более абстрактно и широко.
Для авиапредприятий качество – это основа бизнеса, поскольку только с внедрением TQM можно гарантировать безопасность деятельности авиапредприятия. Поэтому главная особенность управления персоналом авиапредприятия заключается в обязательном его соответствии общим принципам менеджмента качества.
Система менеджмента качества по стандартам ИСО воспринимает работников как буквально «важнейший ресурс организации» [4], поскольку результаты деятельности каждого предприятия напрямую и опосредованно зависят поведения работников в рамках системы, в которой они осуществляют свою трудовую деятельность. Стандарт определяет, что ключ к достижению целевых ориентиров системы менеджмента качества лежит в формировании заинтересованности работников, в их информированности, а также в выделении командных результатов: «Работники в организации начинают взаимодействовать и становятся заинтересованными через общее понимание политики в области качества и желаемых результатов организации» [4]. При такой трактовке управление персоналом является двигателем прогресса в области качества. Основными инструментами, согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015 становятся:
Управление компетентностью работников через непрерывное развитие, где под компетентностью работника понимается совокупность его навыков, подготовки, образования и опыт, требуемых для реализации их трудовых функций и задач.
Формирование и поддержка высокого уровня осведомленности работников, которого можно достичь путем четкой регламентации обязанностей работников и объяснением работникам того, каким образом их конкретные трудовые действия могут помочь достижению общих стратегических целей организации.
Организация информационного обмена в системе корпоративных коммуникаций. Обмен информацией должен быть запланированным и результативным, а также включать внутренние каналы (в рамках предприятия) и внешние (с заинтересованными сторонами). Только грамотно организованная коммуникация способствует улучшению взаимодействия работников и углублению понимания ими организационной среды, ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон, принципов и положений менеджмента качества на данном предприятии.
Ввиду высоких требований к безопасности труда и безопасности деятельности предприятия в системе управления персоналом возрастает значимость таких функций, как контроль, регулирование и координация деятельности. Задачи контроля в рамках менеджмента современного предприятия включают сбор, обработку и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработку мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей» [24, C.99]. Повышение значимости контроля на авиапредприятии неразрывно связано с повышенными требованиями к эффективности координационных и регуляционных механизмов. В общем виде контроль деятельности персонала авиапредприятия осуществляется руководством по следующей схеме (рисунок 3).

Заключение и вывод


Цел курсовой работы является достигнутой: определена роль руководителей низшего и среднего звена менеджмента в управлении персоналом подразделений авиапредприятия.
В ходе достижения заявленной были последовательно решены следующие задачи:
1. Изученосодержание деятельности руководителя низшего и среднего звена;
2. Выявлены требования к компетенциям руководителей низшего и среднего звена;
3.Описание специфики осуществления управления персоналом на современном авиапредприятии
4.Классификация задач, решаемых руководителями низшего и среднего звена в рамках управления персоналом подразделений авиапредприятия.
Руководитель (менеджер) – это наемный сотрудник предприятия, занимающийся управленческим трудом. Традиционно выделяют три уровня менеджмента современного предприятия: Руководитель низшего звена (линейный менеджер), Руководитель среднего звена (миддл-менеджер), Руководитель высшего звена (топ-менеджер).
Уровни менеджмента отличаются по следующим параметрам:
Основная цель деятельности,
Полномочия,
Число подчиненных,
Степень управленческой свободы,
Требованиями к сотруднику, занимающему должность.
Трудовая деятельность руководителя низшего звена (линейного менеджера, лоу-менеджера) сосредоточена на оперативном управлении производственной группой. Этот руководитель решает оперативные технико-технические задачи, координирует работу своих подчиненных, ставит задачи работникам своей производственной группы/команды. Содержание трудовой деятельности руководителя среднего звена (миддл-менеджера) сконцентрировано на тактическом управлении подразделением предприятия. Этот уровень менеджмента также рассматривается как «связующее звено» между линейным и высшим руководством.
Управление персоналом на авиапредприятии имеет свою специфику, которая определяется тесной взаимосвязью системы управления персоналом с системой менеджмента качества, постоянной работой всех звеньев управления в условиях повышенного риска и неопределенности, беспрецедентно высокими требованиями к организации охраны труда и безопасности деятельности авиапредприятий, преимущественным применением дивизиональной и линейно-функциональной организационных структур.
Определено, что в зависимости от выбранной авиапредприятием организационной структуры меняется роль руководителей низшего и среднего звена. Если в линейно-функциональной организационной структуре основную роль в обеспечении прибыльности авиапредприятия и контроле качества и безопасности труда играет высшее руководство, то при дивизиональной организационной структуре ключевая роль отдается руководителям среднего уровня менеджмента, которые управляют персоналом и координируют действия различных звеньев управления, а также действия линейного персонала. Руководители низшего звена обеспечивают экономически и социально эффективное управление персоналом в производственной группе.
В общем виде все компетенции современного руководителя делятся на три кластера: управление задачами, управление людьми и управление собой. Для руководителей низшего и среднего звена современного российского авиапредприятия актуальны и востребованы компетенции всех трех кластеров. Особое внимание должно быть уделено, ввиду специфики управления авиационным персоналом, стрессоустойчивости, гибкости, адаптивности, а для среднего менеджмента – также аналитическим способностям и уровню эмоционального интеллекта. Среди личностных качеств обязательными для руководителей всех уровней являются внимательность, надежность, ответственность.
Также установлено, что в настоящее время российскими авиакомпаниями принят вектор на целенаправленное развитие и непрерывное обучение своего руководства, начиная от зачисления в кадровых резерв, заканчивая продвижением на позиции руководителей среднего и даже высшего звена. Это приводит к унификации требований к компетентностному профилю руководителей всех звеньев управления. Даже линейный руководитель должен обладать навыками воздействия и оказания влияния, наращивать объемы знаний в таких смежных областях, как кадровый менеджмент, управление финансами, информационные технологии.
Таким образом, руководитель низшего звена при управлении персоналом производственной группы выполняет роль вдохновляющего лидера, осуществляющего комплектование своего участка кадрвми, необходимый оперативный контроль и обеспечивающего необходимый уровень производительности и качества труда своих подчиненных. Руководитель среднего звена выступает в роли координатора, носителя корпоративной культуры, который обеспечивает трансляцию ценностей и норм трудового поведения, а также контролирует достижение стратегических целей авиапредприятия его подразделениями.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ