Характеристика основных избирательных систем современности

Цели и задачи

Целью настоящей работы является выявление на основе анализа норм законодательства и сложившихся воззрений в научной литературе особенностей конституционно-правовой основы российской избирательной системы, рассматривая ее в качестве главного государственно-правового и социально-политического механизма реализации народного суверенитета.

Введение и актуальность


Сущность пропорциональной системы выборов, основные признаки которой оформились во второй половине XIX в., заключается в создании таких правил, при которых каждый список кандидатов может получить в представительном органе то количество мандатов, которое будет пропорционально количеству голосов, отданных избирателями. Преимущество данной системы в ее наилучшем варианте состоит в том, что все голоса имеют ценность, они будут учтены в итогах голосования и окажут влияение на результат распределения мест в парламенте, полученных политическими партиями и объединениями. В этом заключается главное сущностное отличие пропорциональной системы выборов от мажоритарной системы, в которой часть голосов поданных избирателями теряет свое значение.
Известные на сегодняшний день вариации системы пропорционального голосования включают два важных элемента: избирательную квоту (избирательный метр) и передаваемый (эвентуальный) голос. Избирательная квота - это число голосов, которого достаточно для избрания одного депутата. Она определяется в результате деления общего количества голосов проголосовавших избирателей, отданных за списки кандидатов, получившие допуск к распределению мандатов, на общее количество депутатских мест, которые подлежат распределению по пропорциональной системе. Сумма голосов избирателей, которые отданы за каждый из списков кандидатов, подлежит делению на избирательный метр. Далее целая часть частного, полученного в результате такого деления, становится числом депутатских мандатов, которые получает соответствующий список кандидатов в результате первичного распределения мандатов. Другим правилом работы избирательных систем Западной Европы выступает правило эвентуального голоса, состоящее в том, что те голоса, которые превышают число избирательного метра, отдаются недобравшему необходимое число голосов кандидату. [21]
Так, Общественная палата при Президенте РФ внесла предложение о необходимости разработки и принятия Государственной Думой федерального законопроекта закрепляющего гарантии избирательных прав граждан при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Указанная инициатива Общественной палаты не нашла поддержки среди ученых и законодателей, поскольку она противоречила Конституции РФ. Очевидно, что зафиксированные в конституции принципы федеративного устройства России не предполагают всеобъемлющей общенациональной кодификации избирательного права. Вместе с тем кодификация выводит процесс развития избирательного законодательства на качественно новый уровень и придает определенную степень стабильности электоральной системе.
С учетом этого был избран более рациональный путь - ограниченная, целевая систематизация избирательного законодательства, результатом которой стал разработанный и принятый федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». Данный закон определил основные принципы избирательного права, единые для выборов федерального, регионального и местного уровня.
Также этим законом были закреплены гарантии реализации избирательных прав гражданами. В дальнейшем, разработка и принятие всех федеральных и региональных законов о выборах, производилась в строгом соответствии с теми базовыми нормами, которые были зафиксированы названным федеральным законом. Процесс принятия первого федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» затянулся по причине споров по правилам системы комплектования важнейших структурных элементов электоральной системы страны - региональных избирательных комиссий и Центральной избирательной комиссии. В результате было найдено компромиссное решение, а именно: каждая из палат Федерального Собрания Российской Федерации и Президент России получили право назначать по пять членов Центральной избирательной комиссии. [20]
Вышеизложенное дает основания для вывода о том, что общей задачей всех видов избирательных систем служит предоставление возможности практической реализации активного и пассивного избирательного права человека в соответствии с общепризнанными демократическими принципами выборов. Вторичной целью выступает обеспечение требуемой представительности и стабильности в выборном законодательном органе, а также обеспечение условий для формирования устойчивого правительства.
Итак, система избирательных норм и процедур, регламентирующих процесс выдвижения кандидатов для участия в выборах Президента Российской Федерации, существенно усложнилась для непарламентских структур, одновременно избавив от сбора подписей те партии, которые заручились общественной поддержкой в ходе выборов в парламент.
В заключение необходимо отметить особое место в иерархии нормативных правовых актов избирательной системы России Федерального закона «Об основных гарантиях и принципах избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Основное предназначение данного закона, та цель, которая преследовалась его авторами – обеспечить соблюдение и защиту избирательных прав граждан на выборах всех уровней и сформировать базовые демократические принципы избирательной системы государства. В настоящее время по числу и роли тех сфер общественных отношений, которые он регулирует, по объему правовой регламентации, а самое главное по качеству и степени систематизации данный закон по существу играет роль кодекса в отечественном избирательном законодательстве. [25] Его существенное значение нельзя переоценить - закон установил базовые границы и условия проведения избирательных процедур, определил вектор развития региональных избирательных систем. Данный закон не только содержит подробную регламентацию всех стадий избирательного процесса, но и фиксирует место и значение международных избирательных стандартов в области выборов.

Заключение и вывод

Избирательная система Российской Федерации - важнейший институт демократии, заключающий в себе общественно-политический и государственно-правовой механизм осуществления народовластия. Посредством этого механизма реализуется взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс общественных отношений. Субъектами этих отношений выступают граждане, политические партии, органы государства и местного самоуправления, общественные объединения, а также избирательные комиссии, которые обеспечивают организацию, проведение и подведение итогов выборов. Стабильность избирательной системы, устойчивость ее демократических основ призвано обеспечивать избирательное право, а ее динамику, вовлечение граждан в политическую и электоральную практику - избирательный процесс.
Избирательная система - это комплексная конституционно-правовая конструкция, состоящая из совокупности взаимосвязанных институтов, обеспечивающих реализацию избирательных прав граждан, через механизм организации, проведения и подведения итогов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, тем самым трансформируя суверенную волю народа в легитимную государственную власть
Функции избирательной системы классифицируются по трем критериям: по критерию содержания – на политические, социальные и правовые функции, по способу нормативного закрепления – на функции установления, обеспечения и реализации, по степени отражения демократического предназначения института выборов – на основные и факультативные функции.
Политические функции избирательной системы государства включают в себя: реализацию суверенного права народа на формирование государственной власти, реализацию прав граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе, влияние на политику государства, оценку деятельности представительных органов по осуществлению, реализации суверенной воли народа.
Социальные функции избирательной системы государства - это обеспечение справедливого представительства интересов всех общественных групп, наций и народностей, сплочение граждан через повышение степени их общественной сознательности и политической активности, обеспечение сменяемости управляющих (ограничение доминирования элит), реализация прав человека на участие в управлении обществом и государством, разрешение конфликта между управляющими и управляемыми, комплектование представительных учреждений.
К правовым функциям избирательной системы можно отнести осуществление народного суверенитета, легитимацию государственной власти и иных государственных институтов, обеспечение законности и правопорядка при проведении избирательных кампаний, выражение суверенной воли народа в особых юридических актах.
Данные функции должны реализовываться независимо от конкретных видов избирательных систем, огромное количество которых выработано на протяжении многих лет мировой теорией и практикой. В качестве традиционного критерия их классификации выступает избирательная формула, то есть система определения победителя голосования на выборах в органы государственной власти через распределение мандатов между кандидатами в зависимости от результатов выборов. В сущности проявление достоинств и недостатков отдельных видов избирательных систем зависит в каждой стране от исторических особенностей.
Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации являются дополнительной гарантией осуществления избирательной системой возложенных на нее функций, в силу их направленности на обеспечение стабильности конституционного демократического развития российского государства.
Общей целью установления любых видов избирательных систем является обеспечение фактической реализации в строгом соответствии с общепризнанными демократическими принципами выборов таких важнейших суверенных прав народа как: право учреждать и избирать органы государственной власти, право на участие в государственном управлении. Вторичной целью выступает обеспечение справедливой представительности в выборном законодательном органе, а также создание условий для формирования стабильного правительства.
Огромное значение в правовом регулировании избирательной системы имеют международные избирательные стандарты, признанные Конституцией Российской Федерации, но не имеющие исчерпывающей правовой регламентации в виде конституционных принципов выборов. Данная проблема объясняется противоречием между активно меняющейся политической обстановкой, которая складывается в связи с выборами на всех уровнях государственной власти и строгими рамками конституционного регулирования фундаментальных избирательных принципов, которые в теории должны оставаться неизменными в основе обновляющегося законодательства.
Таким образом, важнейшей целью правовой деятельности соответствующих субъектов необходимо признать формирование в России подлинной демократии как действенной системы вовлечения населения в принятие управленческих решений и контроля народа за решениями публичной власти. Только эффективная демократическая избирательная система может выражать интересы большинства граждан и общественных групп, разрешение конфликтов и достижение компромиссов, справедливое распределение общественных благ, социальное развитие, интеграцию и целостность общества.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ