Роль органов местного самоуправления в социальном развитии территорий.

Основными исходными данными для анализа социально-экономического положения муниципального образования являются данные, которые поступают от органов государственной статистики, а также от других органов государственной власти. Безвозмездно осуществляется обмен информацией между органами МСУ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, налоговыми органами, территориальными органами Федерального казначейства.
Органы МСУ могут также получать отдельную интересующую их информацию непосредственно от хозяйствующих субъектов, которые располагаются на территории муниципального образования. Помимо этого, при анализе, а также при оценке социально-экономических ситуаций в муниципальных образованиях необходимо учитывать мнение населения (в частности, через анализ жалоб и обращений граждан), оценку общественных объединений граждан, оценку СМИ и т.д.
Основой для прогнозов для муниципальных образований являются показатели социально-экономического развития России и соответствующего субъекта Российской Федерации, а также дефляторы, которыми характеризуются изменение ценовых факторов по сравнению с предыдущими периодами. Данные показатели доводятся до сведения муниципальных образований органами государственной власти.
Разработка прогнозов комплексного социально-экономического развития ведется по тем же группам показателей, которые используются при анализе социально-экономического положения. В прогнозе должны быть четко сформулированы основные цели, а также основные задачи конкретного муниципального образования на планируемый период, а также возможные пути их достижения. Затем эти цели уже конкретизируются по направлениям. Разработки прогнозов развития бюджета муниципальных образования на очередной год должны вестись совместно.
Для подавляющего большинства муниципальных образований, в особенности для тех, которые имеют моноструктурный характер экономики, в основу составляют прогнозы, а также планы развития градообразующих предприятий. Именно ими определяется налоговый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории и содержании отдельных сфер муниципального хозяйства. Прогнозные показатели развития градообразующих предприятий, а также формы их участия в развитии территории должны составлять предмет совместного детального рассмотрения, а также согласования между администрациями муниципальных образований и руководителями предприятий. Сложнее спрогнозировать показатели развития малых, а также средних предприятий, когда основу исследования составляют данные прошлых лет и экспертные оценки.
Текущее планирование в муниципальных образованиях осуществляется на очередной год с разбивкой на кварталы. На основании прогнозов социально-экономического развития территории, а также вытекающих из них бюджетных проектировок администрацией разрабатывается комплексный годовой план социально-экономического развития территории, где устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности: 1) жилищно-коммунальная сфера, 2) транспортная сфера, 3) сфера связи, 4) сфера охраны общественного порядка, 5) сфера здравоохранения, 6) сфера социальной поддержки отдельных слоев населения, 7) сфера образования, 8) сфера культуры, 9) спортивная сфера,10) сфера молодежной политики.
По причине того, что сами суммы отраслевых заявок всегда почти всегда превышают возможности бюджета, следует организовать компетентное рассмотрение всех предложений, обеспечить их отбор согласно выбранным приоритетам. Решающую роль в данной работе играет экономическая служба администрации. Существенную частью годового плана составляют муниципальные целевые программы, которые направлены на решение отдельных задач развития и должны быть связаны с прогнозируемыми объемами бюджетных ассигнований. И здесь необходимо проведение тщательного анализа и отбора заявок. Комплексные планы по социально-экономическому развитию территории и целевые программы к ним вносятся главой администрации на рассмотрение представительных органов МСУ вместе с бюджетом и должны быть утверждены совместно.
Таким образом, дав основные характеристики таким понятиям как «план » и «прогноз», можно сделать вывод о том, что план и прогноз являются га стадиями планирования, дополняющими друг друга. При этом прогноз выступает в качестве фактора, ориентирующего существующую практику на возможности развиваться в будущем, а прогнозирование в качестве инструмента разработки планов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ