Реформация в Германии

Данная ситуация со временем выросла в социальное недовольство, которое, развиваясь достаточно планомерно, приобрело общенациональный характер, вне зависимости от классов и сословий. Пользу от церковного феодализма получали только крупные князья, а вот бюргерство и, в частности, зародившийся буржуазный класс были против единоличной власти церкви. По стране прокатилась волна крестьянских недовольств, которые бунтовали против налогов и повинностей.
Началом Реформации в Германии считается 1517 год. В этом году состоялось выступление Мартина Лютера против католической церкви и ее власти. Однако перед этим некоторые представители народного движения уже пытались внести изменения в существующий церковный уклад – например, некоторые призывали брать в пример «евангельскую нищету» и обыкновенную жизнь человека, построенную вокруг нее. Данные попытки имели скорее социальное значение, чем воздействовали на какие-то реальные изменения; одним словом, необходимость коренных изменений в религиозной жизни не была для народа новостью – слишком много проблем накопилось к XVI столетию.
Мартин Лютер был сыном рудокопа, который, впрочем, сумел получить во владение небольшое предприятие, пополнив буржуазный класс. Лютер обучался в университете, жил в монастыре, затем занялся преподавательской деятельностью. Церковная жизнь была ему хорошо знакома, и это обстоятельство позволило ему сформировать основные изменения, в которых остро нуждалась религия в данный момент времени. По мнению Лютера, необходимо было обратиться к идеалам раннего христианства и к религиозным первоисточникам, отбросив все остальное.
Отправной точкой Реформации считается день, когда Лютер прибил к дверям церкви созданным им самим документ под названием «95 тезисов», в котором в том числе осудил открытую продажу индульгенций как явление, абсолютно не соответствующее церковным нормам. Ключевые аспекты, которые затрагивал документ сводились к невозможности отпущения грехов без покаяния человека, которое должно осуществляться на внутреннем уровне, а не с помощью денежного откупа. В качестве альтернативы, как считал Лютер, лучше обратиться к совершению добрых дел, нежели чем пользоваться денежными средствами. Однако и это не должно было стать самоцелью, а в качестве фундамента предлагалось опираться на Священное Писание.
Этот документ получил практически повсеместное распространение сначала в Германии, а затем и во всей Европе. Католическая церковь попыталась жестко пресечь подобную попытку проведения реформ, однако лишь усилила внимание к поставленной Лютером проблеме. Документ, равно как и идеи Мартина Лютера, получили широкое общественное признание. К тому моменту, когда церковь задумалась о принятии решительных действий против «народного реформатора», Лютер уже пользовался слишком большой популярностью, а, значит, народной защитой.
Следующий документ Лютер опубликовал через три года – в нем он сумел опровергнуть ключевые догматы существующей церкви и выразил все то недовольство, которое уже давно ходило среди народа. В ответ католическая церковь направила Лютеру отлучение, которое тот демонстративно сжег, после чего объявил о том, что папа тоже отлучен от церкви.
Еще через год Лютеру пришлось предстать перед императором и ответить за свои поступки, однако он отказался от покаяния. Лютера осудили, но ему удалось скрыться, а общественное движение, для которого он заложил основу, быстро разрасталось. Даже в бегах Лютер продолжал работать над реформацией церкви и перевел на немецкий язык Библию, которой хотел сохранить верность как религиозному первоисточнику.
Однако характер народного движения с течением времени приобретал радикальный характер. Лютер считал насильственное разрушение старой церкви ошибкой и пытался вразумить «реформаторов-радикалов» в том, что процесс реформации должен носить внутренний характер, и он не может принять их сторону. Церковная жизнь должна была быть реформирована без внешних опасностей, с помощью изменения внутреннего порядка и контроля со стороны государственной власти.
Ища прочной власти, которая могла бы помочь ему выполнить его задачу, Лютер должен был заключить союз с князьями; но этот союз не мог быть чем-либо иным, как подчинением церкви государству. Князья, принимавшие реформацию Лютера, положительно выигрывали от неё: они освобождались от власти папы, секуляризировали церковную собственность, подчиняли себе местное духовенство, превращавшееся в их чиновников, и вступали во многие права, которые прежде принадлежали церкви. Таким образом, если инициатива реформационного движения в Германии вышла снизу, из народа, то воспользовались результатами этого движения носители государственной власти в отдельных территориях, на которые разделялась тогдашняя Германия. Проводя церковную реформу при помощи князей, Лютер отступил от многих начал своего первоначального религиозного протеста: его преобразования в вероучении и церковной жизни получили официальное признание и в силу этого стали поддерживаться внешним авторитетом гражданской власти, хотя это совсем не совпадало с индивидуалистическим исходным пунктом религиозного миросозерцания Лютера.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ