Речевой портрет литературного героя(Соня Мармеладова)в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Цели и задачи

Цель данной курсовой работы – изучение литературного портрета главной героини и осознание того, как в образе Сони Мармеладовой сконцентрировано видение Ф.

Введение и актуальность


При сравнивании двух портретных характеристик замечаем, что у Сони «замечательные голубые глаза». И если в первом портрете они неподвижны от ужаса, то во втором – потерянны, как у испуганного ребенка. «Глаза – зеркало души», которые характеризуют душевное состояние героини в определенный момент действия.
В первом портрете глаза выражают ужас Сони, который она испытывает при виде умирающего отца, единственного родного человека в этом мире. Она понимает, что после смерти отца ей будет одиноко. И это еще более усугубляет ее положение в обществе.
Во втором же портрете глаза отражают испуг, робость, неуверенность, что свойственно ребенку, только что окунувшемуся в жизнь.
Портретная характеристика у Достоевского играет большую роль не только в описании внутреннего мира человека, его души, но и подчеркивает принадлежность героини к тому или иному социальному уровню жизни.
Её имя писатель тоже выбрал, как считают, не случайно. Русское церковное имя – Софья, София пришло к нам исторически греческого языка и означает «мудрость», «разумность», «наука». Надо сказать, что имя Софья носят несколько героинь Достоевского – «кротких» женщин, которые смиренно несут крест, выпавший на их долю, но верят в конечную победу добра. Если «София» вообще означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софьи – смиренномудрие.
В облике падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского: «безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,…угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза».
Именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон. Она пожертвовала собой ради других. «И тут только понял он, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, со своею чахоткой и со стуканием об стену». Она тяжело переживает, сознавая своё положение в обществе, свой позор и грехи: "Да ведь я …бесчестная…я великая, великая грешница!»
Не будь судьба её семьи (а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй) такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому.
А если бы Сонина жизнь была другой, то Ф.М. Достоевский не смог бы осуществить своего замысла, не смог бы показать нам, что, будучи погружённою в порок, Соня сохранила свою душу чистой, потому что спасалась верой в Бога. «Да скажи же мне, наконец,… как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?» - спрашивал её Раскольников.
Здесь Соня – ребёнок, беззащитный, беспомощный человек со своей детской и наивной душой, который, казалось бы, погибнет, находясь в губительной атмосфере порока, но Соня помимо детской чистой и невинной души обладает огромной моральной стойкостью, сильным духом и поэтому она находит в себе силы спасаться верой в Бога, поэтому она сохраняет свою душу. «Что ж бы я без бога-то была?»
Доказательство необходимости веры в Бога было одной из главных целей, которые Достоевский ставил перед своим романом.
Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестер, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию – «теорию Бога». Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие «необыкновенный человек», так же как неприемлема возможность преступить «закон Божий». Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. «Убивать? Убивать-то право имеете? - всплеснула руками Соня». Для нее все люди равны перед Богом.
Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем», - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она - через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, «вечная Сонечка», с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановна, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: «Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...».
Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех униженных и оскорбленных. Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.
Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий. Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и наказанием бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном. «Это человек-то вошь?» - эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в Раскольникове. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона. Она всем сердцем боролась за спасение его души. Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание. Вера в Бога была ее единственной опорой, возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского.

Заключение и вывод

Федор Михайлович Достоевский, как великий мастер психологии, в своем романе «Преступление и наказание» описывает совершенно разных людей с их мыслями, переживаниями и сознанием. Герои романа постоянно находятся в поиске правды, но у каждого она своя. Автор не занимает позиции всеведения, всезнания, он ищет истину вместе со своими героями. Достоевский своим произведением вселяет в умы людей мысль о том, что любой человек – ни ангел и ни злодей. Он считает, что человек способен изменяться, и ни на одном человеке нельзя поставить точку.
Соне Мармеладовой отведена главная женская роль в романе. Ее образ воплощает в себя как мировую скорбь, так и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Достоевский от лица Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех – убийство. В образе Сони Достоевский воплотил идею «Божьего человека», неоднократно используемую им и в других произведениях.
В Соне воплощен народный характер в его неразвитой детской стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме в сторону юродивой, недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. От ее лица проповедуются идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия. Посредством Сони Мармеладовой автор осуждает и наказывает теорию сверхчеловека, одновременно разоблачая и идеи Раскольникова, и условия русской действительности, вызвавшие эти идеи к жизни.
В ходе данной работы были решены такие задачи:
изучена и проанализирована позиция Достоевского относительно образа Сони;
выявлена смысловая нагрузка, возложенная на героиню произведения в романе;
проведена сравнительную характеристику главных героев - Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова, выявлены общие и кардинально различные черты характера и мировоззрения;
проанализированы духовно-нравственные качества личности: сострадание, милосердие, любовь к ближнему (на примере Сони Мармеладовой);
продемонстрирована и изучена религиозная составляющая романа Ф.М. Достоевского.
Цель данной курсовой работы – изучение литературного портрета Сони Мармеладовой, как главной героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». В процессе анализа романа и литературы о романе мы пытались достичь обозначенной цели.
Подводя итоги работы, нужно сказать, что Соня Мармеладова является в романе не просто героиней со сложной судьбой, она - носитель идеи абсолютной веры и спасения через любовь, страдание и сострадание. Путь Сони – это путь смирения и терпения, путь изменения мира к лучшему Ее очищающее влияние сказывается практически на всех персонажах романа, так или иначе сталкивающихся с героиней. Особенно важную роль она играет в судьбе Раскольникова, становясь его духовным «проводником» из «царства мёртвых в мир живых».
Третья часть проведённого исследования позволила сделать вывод, что без уяснения религиозных представлений самого Достоевского невозможно объективно оценивать произведение «Преступление и наказание». Христианская идея пронизывает роман, «воскресение» Родиона Раскольникова происходит на пути к Богу.
Библейские образы в романе - не средство художественного воссоздания действительности, а факторы духовной жизни героев, и именно так надо их рассматривать. Для самого Достоевского христианская мораль - основа его авторской позиции, контролирующей и оценивающей происходящее в произведении.
Образ Сони – любимый идеал Достоевского, рупор его идей о невозможности для человека жить не по совести, а руководствуясь абстрактной теорией. Судьба Сонечки Мармеладовой стала символом жертвенности и христианской любви для всех, кто когда-либо читал роман «Преступление и наказание».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ