«Влияние условий жизни воспитания дошкольников на их общение со сверстниками» | Пример курсовой работы

«Влияние условий жизни воспитания дошкольников на их общение со сверстниками»

Цель исследования – изучить влияние условий жизни и воспитания дошкольников на их общение со сверстниками.

Демократический – совместное обсуждение проблем, поощрение инициативы членов группы, активный обмен информацией, принятие решений совместно. Удовлетворенность своей деятельностью и положением среди членов семьи; Благоприятный психологический климат; Обмен информацией и адекватное принятие решений. Контроль; Медленное принятие решений; Родители должны обладать терпимостью по отношению к ребенку.
Либеральный – добровольный отказ от руководства воспитанием ребенка Ориентация членов семьи на самостоятельность Отсутствие контроля и руководства.
Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок – это детско-родительские отношения. Детская психология выделяет три основных типа отношений родителей и их детей: тип излишней вовлечённости; излишней отстраненности (эмоциональное отвержение); оптимальный тип.
Тип излишней вовлечённости подразумевает неумеренную родительскую любовь, чрезмерную опеку, проникновение во внутренний мир ребенка. Тип излишней отстраненности характеризуется: пренебрежением к ребенку, нежеланием считаться с его особенностями и полным отсутствием внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и на развитие личности ребенка. Оптимальный тип детско-родительских отношений характеризуется полным взаимным доверием между родителем и ребенком, возможностью диалога в любых жизненных затруднениях [8].
Влияние семейного неблагополучия на воспитание различно, как и характеристика неблагополучных семей.
Исследователи выявляют три основных механизма возникновения семейного неблагополучия:
1. «Наследование» неблагополучия. Это воспроизведение образа жизни и проблем родительской семьи.
2. Наступление неблагополучия вследствие обстоятельств личного характера (например, крайняя бедность семьи в результате внезапной инвалидности одного из членов семьи или потеря кормильца).
3. Наступление неблагополучия вследствие изменений на макроуровне. Неблагополучие семей может возникнуть вследствие глобальной трансформации (экономической, политической, социокультурной) [19].
Р. Бернс, изучая воздействие семьи на психическое развитие ребенка, пришел к выводу о том, что отсутствие и ослабление эмоциональных связей с матерью приводит к формированию у ребенка представлений о враждебности окружающего мира и формирует неадекватную Я-концепцию [2].
Одной из наиболее заметных среди множества других аномалий родительского отношения к детям является материнская депривация – это неполное обеспечение и лишение детей материнской любви, нежности, ласки, необходимых для их полноценного развития. Нежеланные дети страдают на протяжении всей жизни оттого, что их мамы были безразличны к ним или агрессивны. Недостаток любви и ласки ведет к утрате ребенком базового доверия к миру, в основе которой лежит потеря привязанности – защищенности и безопасности человека. Личность ребенка приобретает черты невротичности, которая проявляется в повышенной тревожности, неуверенности, зависимости, и черты «аффективной тупости» – неспособности к привязанности и любви, отсутствии чувства общности с другими людьми, отвержении себя и других, что, в свою очередь, может находить выражение в агрессии, направленной вовне и на собственную личность [13].
Кроме материнской депривации выделяют сенсорную депривацию – бедность окружающей ребенка среды, недостаток сенсорных впечатлений; социальную депривацию – недостаток коммуникативных связей с окружающими людьми, отсутствие материальных средств и условий для нормальной жизнедеятельности; эмоциональную депривацию – недостаток чувственных впечатлений в виде тепла и любви близких людей; психическую – состояние, характеризующее невозможность удовлетворения основных психический потребностей.
Длительное нахождение в асоциальном семейном окружении, переживание угроз, насилия, отчуждения приводят к снижению эмпатии – способности понимать и сопереживать другому человеку, а в некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Переживание детьми шоковых ситуаций способствует утрате чувства безопасности. Это впоследствии формирует у детей и подростков недоверие ко всем взрослым, с которыми им приходится общаться.
У детей из неблагополучных семей часто диагностируется замедление темпов общего развития, отмечается низкий уровень интеллектуального развития, обеднена эмоциональная сфера и воображение, более поздно по сравнению с благополучными сверстниками формируются навыки саморегуляции и правильного поведения. Находясь с ранних лет в деструктивных семейных условиях, ребенок вступает в самостоятельную жизнь с размытыми представлениями о браке и родительстве.
Семейное неблагополучие не только провоцирует условия для отторжения ребенка, но и формирует у него целый ряд поведенческих проблем (употребление спиртных, наркотических и токсических веществ, уход в подростковую криминогенную среду, попрошайничество, бродяжничество, ранняя половая жизнь, проституция), делающих его пребывание в семье нежелательным.
В трудностях развития личности детей очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Мать должна верить в жизнь, не должна быть постоянно обеспокоенной, чтобы не передать ребенку своей тревоги. Многие же матери, подсознательно ощущая неправильность своего отношения к ребенку, не всегда способны конструктивно изменить его. Среди неблагоприятных черт характера матери, которые часто сказываются в личностном облике детей, выделяют: сензитивностъ; аффективность; тревожность; противоречивость личности; доминантность; эгоцентричность; гиперсоциальностъ [17].
Таким образом, семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. Родительское воспитание представляет собой единство трех основных компонентов – отношения к ребенку, представлений о нем и способов воздействия, характера обращения с ребенком. Нарушения взаимоотношений в семье сказываются на физическом и психическом здоровье детей и зачастую остаются на всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психо – соматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь.

Для гармоничного развития социальных сторон личности дошкольника ему необходимо общение, как с взрослыми, так и со сверстниками. Взаимодействие со старшим служит контекстом для усвоения новой информации о мире и о себе. Взаимодействие со сверстниками помогает детям упражняться в освоении образцов, почерпнутых у взрослых, способствует развитию у них оригинального и самобытного начала и помогает детям лучше узнать и оценить себя.
В дошкольном возрасте развиваются такие социальные эмоции, как эмпатия, симпатия, привязанность к сверстникам, появляется потребность в сотрудничестве и отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. К шести годам у детей формируется внеситуативное общение, значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Сверстник становится для ребенка не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью. В целом дошкольник предпочитает в качестве партнера по общению ровесника, который выступает для него не как товарищ по практическому взаимодействию, окрашенному положительными эмоциями, а как «незримое зеркало», с помощью которого он узнает и оценивает сам себя.
Межличностные отношения дошкольников со сверстниками отличаются чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенностью, нестандартностью и нерегламентированностью, инициативные действия преобладают над ответными.
Несмотря на положительные изменения в межличностных отношениях детей дошкольного возраста, можно отметить и конфликтные формы взаимодействий. Типичными для дошкольников вариантами конфликтных отношений являются застенчивость, обидчивость, демонстративность и повышенная агрессивность детей.
Так как в общении со сверстниками дети подражают взрослым, соответственно стиль воспитания и взаимоотношений с родителями оказывает непосредственное влияние на общение детей со сверстниками.
Демократический стиль в семье наиболее благотворно влияет на развитие общения дошкольника со сверстниками. При нарушении семейных взаимоотношений у детей могут возникать субъективные и объективные трудности общения со сверстниками, что может проявляться в дефицитном общении (изоляция, одиночество, отчужденность), дефектном общении (агрессия, напористость, раздражительность, конфликтность), деструктивном общении, когда в дефектное общение втянуты обе стороны.
Для того чтобы предупредить нарушения межличностных отношений у дошкольников необходима диагностика отклонений в функционировании семьи, проблем семейного воспитания, что является первой ступенью по оказанию индивидуальной помощи ребенку. Диагностические исследования, помогут выстроить дальнейшую работу в направлении снижения негативного влияния семьи.
Также необходимо тесное инициативное взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, направленность действий в большей степени на преобразование характера его отношений с окружающими, и в меньшей на изменение личностных особенностей ребенка; использование потенциала детского коллектива для преодоления трудностей общения; педагогическое просвещение педагогов и родителей.
Цель исследования – изучить влияние условий жизни и воспитания дошкольников на их общение со сверстниками.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!