РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цели и задачи

Цель работы: развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями внимания.

Введение и актуальность


Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда условий. К их числу относятся особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности. Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания [25, с.37].
Концентрация внимания — это тот фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность, степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, другими словами [27, с.29].
В частности, концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга. А.А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре.
Субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно называют распределением внимания [20, с.93].
Сохраняя в поле внимания, именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Однако, субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую, как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности. Однако, иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях, один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Совмещение деятельности невозможно, если же это условие не соблюдается. Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях [19, с.352].
Сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой называют переключением. Многие авторы считают, что переключаемость внимания, по существу, является обратной стороной его распределения. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Переключаемость или переключение внимания определяются скрытно, переходя от одного вида деятельности к другому. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств [22, с.80].
Объем внимания — особый вопрос. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющей предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания [21, с.39].
Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов — это и есть объем внимания [4, с.105].
Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Встречается два вида рассеянности: подлинная и мнимая [15, с.59].
Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим количеством впечатлений. Вот почему не следует в учебное время года часто отпускать детей в кино, театр, водить в гости, разрешать ежедневно смотреть телевизор. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности. Некоторые ученики записываются сразу в несколько кружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются спортом, коллекционированием и прочим, и при этом ничем серьезно не занимаются. Причиной подлинной рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли, — один из источников рассеянности внимания учащихся [21, с.70].
Причины подлинно рассеянного внимания разнообразны. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, тяжелых переживаний [3, с.49].
Мнимая рассеянность — результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад.
Мнимая рассеянность — это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-то предмете [14, с.50].
Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемо [17, с.247].
Таким образом, можно сказать, что внимание очень сложный психологический процесс, который имеет большое количество свойств, взаимосвязанных между собой.

Заключение и вывод


На наш взгляд, проблема взаимосвязи внимания и игры в старшем дошкольном возрасте, в специальной психолого-педагогической литературе изучена недостаточно. Этим и объясняется актуальность проведённого нами исследования.
Теоретический анализ явился для нас базой для проведения собственного исследования уровня развития внимания у старших школьников. В теоретическом аспекте анализировались такие аспекты, как: сущность внимания; развитие внимания у детей; особенности внимания у старших дошкольников; пути активизации внимания детей старшего дошкольного возраста.
Поскольку в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то развитие внимания должно проходить с помощью игровых приемов.
Мы выяснили, что старшим дошкольникам характерны разные уровни развития внимания: высокий, средний, низкий. Многие дети не умеют сосредотачивать и удерживать внимание на одном объекте, не умеют сравнивать предметы. У 10 старших дошкольников наблюдается низкий уровень распределения внимания, у этих детей быстрая истощаемость внимания, которая сигнализирует о неблагополучии психического состояния детей: о перенапряжении от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок.
После проведенного анализа литературы, пришли к выводу, что работа по развитию внимания была эффективной. Об этом свидетельствует то, что если использовать все эти рекомендации, то эффективность упражнений возрастает. У старших дошкольников произошли существенные изменения: они научились удерживать внимание на определенном объекте длительное время, у них повысились уровни устойчивости, распределения и концентрации внимания, улучшилось слуховое внимание и объем внимания. Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ