Развитие технических навыков в младших классах на уроке фортепиано
Цели и задачи
Цель работы: изучить теоретические, методические и практические аспекты развития технических навыков на уроках фортепиано в младших классах ДМШ.
Введение и актуальность
Для пианиста чрезвычайно важны представления. «Всё идёт изнутри, от представления», – отмечает К.Н. Игумнов [12, с.328]. Б.М. Тепловым установлено, что любое музыкально-слуховое представление инициирует мельчайшие движения пианистического аппарата – идеомоторные акты [18]. При хорошем развитии внутрислуховых представлений, их координации со зрительными и осязательно-двигательными представлениями, у пианиста при просмотре нотного текста возникают соответствующие исполнительские движения. Из двух видов представлений (произвольных и непроизвольных) предпочтение отдаётся произвольным, воспитывающимся в процессе сознательной работы пианиста. Известные пианисты и педагоги (И. Гофман, Г.Г. Нейгауз) подчёркивают: перед тем как будет отрабатываться тот или иной двигательный «рисунок» необходимо создать соответствующее представление [7, 13].
На состояние и работу пианиста сильно воздействуют эмоции. Несомненно, образование технических навыков происходит быстрее и лучше в положительном эмоциональном состоянии, при эмоциональной увлечённости. Психофизиологическое явление «доминанты» (А.А. Ухтомский) заключается в концентрации возбуждения в каком-либо очаге коры больших полушарий, подчиняющем себе импульсы из других отделов мозга. Явление «доминанты» повышает внимание и активность, с ним связаны состояния творческого вдохновения [5]. Воля, которая требуется пианисту и в домашней работе, и в концертных выступлениях, находится на пересечении эмоционального и сознательного.
Психофизиологическую природу имеют воображение, мышление, память. Мышление помогает находить нужные ассоциации, контролировать выполнение игрового приёма, воображение активизирует работу, память позволяет пианисту осуществлять перенос навыков из произведения в произведение.
Психофизиология сложных движений экспериментально исследована в ХХ в. Н.А. Бернштейном. Учёный выявляет следующие уровни структуры движения: «палеокинетические реакции» (обеспечивают включение и выключение мышц, степень их напряжения); «синергии и штампы» (организуют движения во времени); «пространственное поле» (обеспечивает точность, чистоту движений); «предметные действия и смысловые цепи» (отвечают за технические и другие навыки); «символические координации» (связь с речью, художественность игры) [9, с.210].
Таким образом, психофизиологический подход заключается в объяснении развития технических навыков с точки зрения внутренних механизмов – психических и нейрофизиологических. Благодаря этому подходу раскрывается связь технических навыков с восприятием, представлениями, произвольными действиями и вниманием, эмоциями, мышлением и волей. Все эти процессы взаимосвязаны между собой и весьма важны для развития ученика-пианиста.
Заключение и вывод
Итак, в процессе выполнения работы сделаны следующие теоретические и практические выводы:
1. Фортепианная техника понимается в узком (инструментарий) и широком (все средства для воплощения музыкально-творческого замысла) смыслах. Технические навыки – базовые компоненты фортепианной техники. В младших классах ДМШ технические навыки осваиваются в следующем порядке: переносы рук, пятипальцевые последовательности (в пределах одной позиции), репетиции, формы с подкладыванием 1-го пальца и сменой позиций (гаммы, арпеджио, трезвучия), трели и украшения, скачки, двойные ноты, начала аккордовой, полифонической и полиритмической техники.
2. Для адекватного понимания «внутренней картины» развития технических навыков и правильной организации учебной работы педагогам-пианистам необходимо знание психофизиологии фортепианной игры. Формирование технических навыков связано со значительным кругом психофизиологических явлений – ощущение, восприятие, «мышечное чувство», представление, внимание, эмоции, «доминанта», воля, мышление, память и др. Все перечисленные явления вносят свой вклад в формирование техники учащихся.
3. Начальный этап воспитания пианиста (первый год обучения) чрезвычайно важен с точки зрения привития основ фортепианной техники (организация игрового аппарата), формирование связей между слухом, движением и звучанием. Нельзя форсировать развитие навыков, они должны быть усвоены начинающим пианистом очень прочно.
4. Практика показывает, что наиболее эффективными методами и приёмами работы над техническими навыками в младших классах ДМШ являются: показ педагога, варьированные повторения, активные повторения, техническая группировка, «замедленная съёмка». Активизирующее и направляющее значение несут словесные инструкции и образные сравнения в речи педагога.
5. Основные технические недостатки в развитии техники в младших классах ДМШ вызваны слабостью отдельных мышц и частей двигательного аппарата, неумением детей контролировать степень напряжения, дифференцировать свои усилия. Состояние игрового аппарата детей, предотвращение недостатков и напряжения должны быть постоянно в центре внимания педагога. Нами вносятся следующие предложения по оптимизации развития технических навыков в младших классах ДМШ.
Для развития технических навыков на начальном этапе обучения пианиста (первый год обучения) существенны: постепенность, строгая очередность привития навыков, правильный показ педагога, замедленный темп, маленькие по протяжённости фрагменты и пьесы, повторение в одних и тех же условиях.
Так как навыков достаточно много, проходиться они должны интенсивно, с учётом детской психологии (использование наглядности, игры, занимательных моментов).
Хотелось бы подчеркнуть значение хорошего эмоционального тонуса и доброжелательного настроя педагога. На уроке должна присутствовать «радость научения», которая является условием успешности любого упражнения.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт