Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста в условиях современной семьи

Цели и задачи

цель данной работы - раскрытие роли отца в современной семье, проследить за развитием этой роли, а так же рассмотреть перспективы её развития.

Введение и актуальность


Если каждый живой организм своеобразен вследствие особенностей наследственности, то нужно проследить и понять эту своеобразность. Поэтому родители и воспитатели на протяжении определённого времени должны наблюдать за формированием развивающегося организма. Следует вести наблюдения и проследить чем интересуется ребенок и от чего отворачивается, чтобы понять его индивидуальность. Родителям и воспитателям в первое время нужно воздерживаться от вмешательства в реакции детей на впечатления от среды, с тем, чтобы понять природу родившегося, нужно тщательно изучить реакции самого дитя на впечатления, не примешивая к самобытной деятельности детского организма своих элементов воздействия и указаний.
Как указывает П.Ф. Каптеев [6. c. 215-220] воспитание не означает бездейственность. Во-первых, потому что следует предоставить соответствующую среду для развития ребенка, материальную и нравственную. Различные недостатки материала скажутся на развитии личности ребёнка. А устроить всю окружающую среду благоприятно во всех отношениях - дело весьма трудное и сложное. Также трудность заключается в том, что и сам воспитатель является источником впечатлений для ребёнка, поэтому ему нужно избавиться от негативных качеств, в противном случае источник впечатлений для ребенка будет отрицателен. Во-вторых, в окружающей среде ребёнок встречает много неизвестного, которое он не сможет понять без помощи взрослого, многое ребёнок не сможет делать, от многого может получить вред, если не предохранить его от этого. Ребёнку следует оказывать помощь во многом, постоянно наблюдать за ним, в чём открывается обширное поле деятельности. Нужно заботиться о том, чтобы ребёнок больше работал самостоятельно, так как он является в дальнейшем будущим строителем жизни, которую ему предстоит строить без помощи и указки взрослого, следует развивать в нём самостоятельность. Подавление самостоятельности непрерывными указаниями и излишней помощью, является одним из самых больших педагогических недостатков, какие только способны допустить родители и воспитатели по отношению к ребёнку.
Также важней задачей семейного воспитания считается развитие индивидуальных способностей. У каждого индивида есть свойства ограниченные или слабые. Поэтому педагогу необходимо следить и работать над коррекцией этих недостатков, к возведению индивидуальности к человеку, всестороннему и гармоничному. Здесь-то и открывается сложная и непосильная задача для родителей, которая требует большой осторожности при её разрешении. Следует учитывать, что недостатки и недочёты личности являются её обычными свойствами, поэтому ненужно относится к ним с раздражением и гневом. Также нужно помнить, что недостатки составляют лишь обратную сторону, изнанку положительных свойств. Возьмем к примеру утверждение ученого П.Ф. Каптеева [6. c. 223-224], который считает, что такие недостатки как властность и властолюбие, подразумевают собой неправильное выражение силы и энергии, нерешительность и боязливость, осмотрительность при сложном положении и другое. Поэтому, борясь с недостатками, нужно помнить о связанном с ними положительном качестве. Расширение индивидуальности новыми желательными свойствами требует ещё больших хлопот, оно требует многих строго обдуманных решений, направленных к одной цели, созидание нового желательного свойства. Новое свойство быстро не прививается, на их осознание у современного человека есть ряд свойств неприсущих первобытным людям.
Во время семейного воспитания недостатки индивидуальности выясняются ещё не вполне, не во всей силе, но, несомненно, что в этом отношении уже обнаружено. Ненужно приступать к открытой борьбе с недостатками и расширению детской индивидуальности, а нужно принять меры, которые препятствовали развитию недостатков и подготавливали бы детей к расширению индивидуальности. Исходя, из этого мы можем, сказать, что семейное воспитание является важнейшим фактором в развитии личности ребёнка с самого его рождения.

Заключение и вывод


Таким образом, данная проблема актуальна на сегодняшний день в нашем обществе, на современном этапе развития семейных отношений. В различных источниках можно найти материалы для исторического обзора, также были изучены этнопедагогические принципы семейного воспитания, в том числе Архангельской области. Благодаря историческим основам можно увидеть насколько изменялась семья, а вместе с ней поменялась роль отца в этой семье, его значение для укрепления и развития детей. Благодаря исследованиям, проведенные разными исследователями, были рассмотрены, задачи, которые преследует семейное воспитание и какой должна быть роль отца в семье. Если эта роль не станет понятной, то можно потерять не одного отца, а целое поколение отцов, именно поэтому молодым людям следует понимать, роль отца для детей, что он для них представляет. Молодые люди не должны забывать, что они в семье являются не только добытчиками, но и отцами для своих детей. Вот почему современные специалисты в сфере педагогики, психологии, социологии поднимают проблему роли отца, и взаимодействие родителей и детей, в первую очередь отцов в современном социуме. Это связано с тем, что проблемы в данной области от самых незначительных ведут к огромным и разрушительным последствиям и не в материальной области, а что более страшнее в области семейного воспитания. В данной работе была попытка раскрыть роль отца в современной семье опираясь на различные научные источники, что показывает освещённость данной темы, не так подробно как материнско-детские отношения, но освещена и разобрана. Можно с уверенностью заявить, что дальнейшая перспектива развития института отцовства представляет собой огромное поле деятельности социального педагога и социально-психолого-педагогических служб. Более качественное и успешное взаимодействие отцов и детей будет проходить, если отцы не будут копировать своих отцов, а будут носить в отношения с детьми, что-то новое, что-то более интересное. Социальные педагоги смогут посоветовать, как поступить в той или иной ситуации, может быть, разрешать различные конфликты и проблемы, которые могут возникнуть в отцовско-детских отношениях.
Практическая сравнительная работа с детьми из детского дома и школы №76 доказала необходимость обогащения знаний детей о семье, её законах построения и взаимоотношения, формирования нравственного. Социального поведения в обществе, расширение представлений и практического опыта поведения, будущих отцов.
Систематическая работа школы, социальных педагогов поможет преодолению негативного стереотипа поведения, которые наблюдали некоторые дети. Уместно вспомнить мысль критика Виктора Шкловского: «не только мы просматриваем тетради наших детей, но и они изучают тетради нашей жизни» было бы неплохо, если бы они нам поставили, хотя бы «хорошо».
Проделанная работа подтвердила выдвинутую нами гипотезу о ведущей линии роли отца в семье.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ