Зарождение и этапы развития таможенного дела на Руси

Цели и задачи

Цель данной курсовой работы – рассмотреть этапы истории таможенного дела в России, становление и развитие таможенного права.

Введение и актуальность


Таможенное дело на этапе своего становления осуществляло самые необходимые и основные функции. Ими являются: регулятивная или охранительная функция, которая помогала следить за ввозимыми и вывозимыми товарами, фискальная функция (пошлины составляли основную долю в казне государства), интеграционная функция. По мере развития таможенного дела на Руси его функции увеличивались и усложнялись.
Основным направлением внешней политики первых киевских князей была внешняя торговля. Значение внутренней и внешней политики первых киевских князей Олега и Игоря в сфере таможенного дела очень велико.
Первое, с чего начал свое правление князь Олег - это присвоение земель, которые находились вокруг Киевской Руси. С присвоенных земель он собирал дань, а затем стал устанавливать первые таможенные пошлины - «мыто» за проезд по земле, которая принадлежала киевскому князю. «Мыто» взималось за проезд по водным путям, мостовым, по территориям монастырей и церквей, за аренду торговых площадей. Взимание первых пошлин привело к появлению первых таможенных инспекторов, которые в Киевской Руси назывались «мытник» или «мытчик».
Главным направлением во внешней политики Олега и Игоря было установление связи с Византией. Наиболее благоприятных взаимоотношений в этом направлении добился князь Олег. При нем было заключено два договора. Игорь после смерти Олега продолжал его политику укрепления связи с Византией. Он заключил один договор, который предшествовал нескольким военным походам на Царьград. Этот договор не стал благоприятным исходом для русских купцов.
Олег, совершив военные походы на Византию, которые дали толчок к заключению договоров 907 года и 911 года, заключил соглашение, по которому Византия должна была выплачивать Киевской Руси дань и обмениваться с Русью послами и купцами. В соответствии с договором 907 года в Византии статус русских купцов представлял собой определенное политическое достижение древней русской дипломатии: ведь тяжело защищать тезис о том, что право русских гостей на беспошлинную торговлю в Византии является только экономической уступкой. Ежегодная дань, выплачиваемая Византией, стала хорошим стимулом для поддержания торговых отношений. Она способствовала развитию торгового направления в политике киевских князей по отношению с другими странами, была одним из основных результатов военных походов Киевской Руси на Византию.
Рассмотрев указанные договоры, можно сделать вывод о близкой взаимосвязи вопросов таможенного торгового регулирования и внешней политики Киевской Руси. Форма взаимосвязи определялась тем, что в те времена таможенное дело и таможенная политика Киевской Руси ещё не были самостоятельными инструментами государственного регулирования в полном объеме; вернее, наоборот, чисто политическими средствами (главным образом военными) молодое русское государство, выходящее на мировую арену, пробовало отстаивать свои интересы в этой отрасли.
С того времени как киевские князья стали проводить активную внешнюю политику, они предпринимали всевозможные меры для поддержания и укрепления статуса отечественных производителей. Эти меры в современном мире стали выражаться словом «протекционизм». Товары, которые следовали из заграницы, облагались по более высоким ставкам ввозных пошлин, а товары, которые вывозили за границу на продажу в другие страны облагались минимальными таможенными пошлинами. Тем самым Олег и Игорь сделали благоприятную обстановку для русских купцов в Киевской Руси.
Купцы Киевской Руси вывозили из Византии в основном шелковые и бархатные ткани, изделия из серебра и золота, вина, соль, специи, пряности, а также бисер, бусы, копья, мечи и многое другое. В свою очередь киевские купцы доставляли в Византию воск, мёд, кожу, смолу, строевой лес, меха (лисий мех, бобровый мех и так далее). Отношения с Византией стали ослабевать в период феодальной раздробленности Руси, так как с приходом татаро-монгол Русь стала осуществлять интенсивную торговлю со странами востока.
Так, можно сказать, что внешняя политика Олега и Игоря послужила началу документального оформления межгосударственных отношений в сфере таможенного дела, а также стала предпосылками для взимания дани, которая стала одним из основных доходов страны и стимулировала развитие таможенной политики и торговых отношений с Византией.
Таможенное дело стало официально существовать в Киевской Руси. Благодаря договорам с греками Русь переняла многие правила взимания пошлин. В Киевской Руси таможенное дело стало существовать как сумма наиболее подходящих правил, которые были взяты из указов и законов других стран.
2.2. Развитие таможенного дела в XII – XVII веках

Заключение и вывод

Таможенное законодательство и таможенное дело в целом являются неотъемлемой часть ведения внутригосударственной и внешней политики. Таможенная политика – это составная часть внешней и внутренней политики страны и устанавливает стратегию таможенного дела, что отображается в соответствующих государственных законодательных и нормативных актах.
Таможенное дело является объективным процессом, проявляющимся в отрасли меж экономических и торговых связей между странами и внутри них. Данное является одним из механизмов урегулирования экономики, стабилизации финансов, а также регулирования внешней торговли. Таможенное дело развивается согласно своим специфическим законам, у него есть свое содержание и предмет.
Исследовав все особенности развития таможенного дела в нашей стране, можно уверенно говорить, что отечественная таможенная система развивалась периодично.
Первая стратегическая цель ФТС заключалась в увеличение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечении своевременности и полноты уплаты таможенных налогов, пошлин и сборов.
Второй стратегической целью было увеличение качества предоставляемых таможенными органами услуг, сокращение затрат участников ВЭД и государства, которые связаны с таможенным оформлением и контролем.
Третьей стратегической целью ФТС является выявление и пресечение контрабанды наркотиков, оружия, контрафактной продукции и прочих товаров, которые запрещены к ввозу в Россию.
В современных условиях пути развития и усовершенствования таможенных органов предполагают под собой создание и развитие Таможенного Союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Создание таможенного союза с Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан означает ликвидацию таможенных барьеров в общей торговле, что уменьшает расходы, содействует в развитии кооперации производства и росте оборота товаров между предприятиями России, Казахстана и Белоруссии.
По ходу создания единого экономического пространства необходимо будет сформировать договорно-правовую базу, которая регулирует: общий рынок услуг, единый финансовый рынок и вырабатывание валютной интеграции, единый рынок труда и сотрудничества в отрасли миграционной политики, а также в социально-гуманитарной отрасли.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ