Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством модульных технологий

Цели и задачи

Цель исследования: изучение процесса развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством модульных технологий.

Введение и актуальность


Принцип действенности и оперативности знаний и их систем предполагает проявление обучающимися инициативы, находчивости при приобретении знаний и умений. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы знания и умения приобретались в неразрывной связи, происходит это при самостоятельном изучении материала, решении задач, их стимулировании использовать имеющиеся знания в новых ситуациях [9, с. 66-67].
Е.А. Челнокова, Н.М. Григорян выделяют педагогические правила, которым подчинена реализация принципа действенности и оперативности знаний [22, с. 95-96]. Так, цели модульного обучения должны быть сформулированы в терминах методов деятельности и способов действий. Обязательно должна учитываться возможность междисциплинарного использования полученных знаний, их перенос из одного вида деятельности в другой. Усвоение знаний должно быть организовано на основе проблемного подхода.
Принцип гибкости обеспечивает возможность коррекции обучающего содержания модуля, чтобы учесть уровень усвоения новых знаний и дифференцировать обучение в соответствии с данным уровнем у каждого обучающегося.
Принцип осознанной перспективы обучения реализуется через самостоятельное осознание обучающимся целей своего обучения. Это достигается благодаря ознакомлению их с комплексной дидактической целью в целом, интегрированными целями для каждого модуля и частными дидактическими целями для каждого учебного элемента [21].
Принцип разносторонности методического консультирования нацелен на постоянное повышение уровня мастерства педагога, позволяющий ему совершенствовать умений обучающихся по самостоятельную познанию предметов и явлений окружающей действительности, учитывая при этом возможности каждого обучающегося [9, с. 66-67].
Принцип паритетности в модульном обучении требует соблюдения следующих правил [13]:
– полное исключение чисто информационной функции педагога с последовательным внедрением консультативно-координирующей функции;
– обеспечение условий для выбора оптимального пути обучения как обучающимся, так и педагогом (совместно);
– делегирований некоторых функций педагогического управления модульной программе с последующей их трансформацией в функции самоуправления.
На основе изучения и анализа главной цели модульного обучения, термина «модуль», а также его принципов можно сделать вывод о том, что сущность технологии модульного обучения заключается в построении процесса обучения на основе модулей, которые определенным образом структурированы, являются автономными. Кроме этого, их содержимое варьируется в зависимости от дидактических целей, дифференциации уровня обучающихся, их желаний по выбору уровня изучения данной учебной дисциплины. С данными выводами соглашаются многие исследователи [11, с. 20].
Ваулина М.Н. подчеркивает, что при систематическом использовании технологии модульного обучения реализуются такие самонавыкиобучающихся как самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация. Применение модульного обучения положительно влияет на развитие самостоятельной деятельности обучающихся, на саморазвитие, на повышение качества знаний. Обучающиеся умело планируют свою работу, умеют пользоваться учебной литературой, хорошо владеют такими общеучебными навыками как сравнение, анализ, обобщение, выделение главного и т.п. [5, с. 1]

Заключение и вывод

Модульное обучение занимает важное место в ряду педагогических технологий. К достоинствам модульного обучения относятся: соотнесение целей обучения с достигнутыми результатами каждого ребенка отдельно; возможность уплотнения и представления блоками учебной информации во время разработки модулей; индивидуальный темп учебной деятельности; эффективность обучения достигается путем поэтапного контроля знаний и практических умений; уменьшение зависимости успехов в обучении от педагогического мастерства преподавателя.
Основными особенностями технологии модульного обучения являются ее динамичность, гибкость, перспективность (знакомство обучающихся со всей программой и комплексной дидактической целью в начале обучения), паритетность (большая доля самостоятельности, совместный выбор оптимального обучения педагогом и обучающимися).
Применительно к обучению математике задача формирования знаний у дошкольников стоит очень остро и подтверждается необходимость развития у детей математических представлений. Нами были выделены особенности математических представлений и сформулированы задачи по развитию математических представлений у дошкольников: формирование представления о числе; формирование навыка выражения количества через число; формирование представления о преобразованиях; формирование геометрических представлений.
По итогам исследования у большинства детей старшего дошкольного возраста выявлен недостаточный уровень развития математических представлений. Таким образом, все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Нами разработаны рекомендации педагогам по развитию математических представлений у детей с помощью модульных технологий.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ