Развитие леспромхозов в советской России

Чуть позже, во второй половине тридцатых годов, в системе Главного управления лесоохраны и лесонасаждений (Главлесоохрана) были организованы областные и межобластные управления. Низовая сеть лесоохраны в базировалась на лесхозах и к 1939 году уже состояла из 698 лесхозов, включавших 3306 лесничест. В это время со стороны различных областных учреждений и ведомств предпринимались попытки отчуждения лесного фонда, что вынудило усилить охрану лесов. Наводились порядок и дисциплина в исполнении директив и технических постановлений в лесной отрасли.
Итак, довоенный период эксплуатации лесов характеризовался:
быстрым наращиванием объемов лесозаготовок,
переходом на сплошные концентрированные рубки,
механизацией лесосечных работ.

Рис. 5 Динамика роста промышленных лесозаготовок в довоенный период

Оснащение леспромхозов техническими средствами шло медленно из-за слабого развития отечественного лесного машиностроения. К 1940 году трелевка леса была механизирована только на 5,6%. Валка леса и его погрузка велась вручную двуручными и луковыми пилами. Широкое использование бензопил и электропил началось только в послевоенный период.
Еще с одной огромной проблемой сталкивались леспромхозы – бездорожье при лесозаготовках, особенно в многолесных районах Сибири и Дальнего Востока. Его преодолевали с помощью снежных и ледяных дорог. В летний период прокладывали «лежневые» дороги из древесины. В 1932 год по 600 км тракторных ледяных дорог было вывезено 1,2 млн. кубов древесины.
В это же время началось строительство узкоколейных железных дорог. В 1932 году по ним было вывезено 2,0 млн. кубов древесины. Но, все равно, в механизированный способ занимал не более 2 % от общего объема. Только к 1942 году он достиг 30 %.
В 30-е года леспромхозы насчитывали 2,6 тыс. тракторов, 5,9 тыс. автомашин, 335 паровозов и мотовозов. Однако, именно гужевая трелевка, которая применялась на протяжении всего предвоенного десятилетия, наносила наименьшие повреждения лесу.
За свою длительную историю сплошные концентрированные рубки очень сильно изменили характер лесовозобновления, ландшафты, природную среду, которые привели к образованию вторичных лесов. Изучение этого способа рубок актуально до настоящего времени и с экономической точки зрения, и с очки зрения лесоводства. Это связано с упорядочением лесовосстановления, антропогенным влиянием на лесную среду и широким кругом экологических проблем.
Объем лесозаготовок в годы войны сократился больше, чем вдвое, потому что война требовала максимальную концентрации всех ресурсов Советского Союза. Сократилось число рабочих рук, на фронт отправили часть автомобилей, трактора, лошадей, которые составляли собственный обоз лесхозов и леспромхозов. Тем не менее, лесные массивы центральных районов страны стали главным топливным ресурсом воюющей страны.
Из-за острой нехватки техники уровень механизации лесозаготовок значительно снизился. В 1942 году механизировано было только 22% от общего объема лесозаготовок. В лесах остались только газогенераторные автомобили марок ГАЗ, ЗКС старых выпусков, тракторы СГ-60 и СГ-65. В итоге на плече лошадей легло ¾ от общего объема лесозаготовок. А с 1942 года в некоторых районах применялось даже ручная вывозка леса с помощью вагонеток по круглолежневым и рельсовым дорогам на небольшие расстояния.
Для нужд тыла и фронта на лесозаготовки были направлены из городов и сел тысячи женщин и подростков, многие из которых не держали в руках пилы и топора.
В связи с нехваткой людей и механизации, особенно остро встал вопрос о совершенствовании самого процесса лесозаготовки. Получила распространение работа «по сокращенному циклу». Трелюемая древесина доставлялась на эстакады и сразу переваливалась на подвижной состав лесовозной дороги, минуя штабелевку. На предприятиях стали внедрять передвижные эстакады, монтируемые на 8-10 санях. В некоторых случаях применяли бестрелевочную вывозку с ручной погрузкой и подачей подвижного состава непосредственно на лесосеку.
Часть металлургических заводов в военное время были вынуждены перейти на использование вместо кокса древесного угля, а из-за нехватки жидкого топлива большая часть автомобилей и тракторов были переведены на древесное газогенераторное топливо. Однако, при этом возникали трудности при пуске двигателя на этом топливе в холодное время. На замену бензину пришел скипидар, который получали из древесного сырья.
Советские ученные разработали способы получения из древесной смолы различных смазочных материалов — это давало возможность использовать лес для обороны и народного хозяйства с большей эффективностью.
Вынужденная вырубка в лесодефицитных районах и в водоохранных зонах нарушила основы ведения лесного хозяйства и отрицательно повлияла на режим рек и сельское хозяйство.
Порядок лесопользования был пересмотрен после битвы под Москвой, когда немецкая армия была отброшена от столицы и развернута на Берлин.
В апреле 1943 года издано Постановление правительства СССР, которое разделило все леса в соответствии с режимом ведения лесного хозяйства и лесопользования на три группы:
леса государственных заповедников, почвозащитные, полезащитные и курортные, леса зеленых зон вокруг населенных пунктов,
леса, имеющие как эксплуатационное, так и защитные значение,
остальные леса государственного лесного фонда.
Именно в третьей группе должна была развиваться лесоэксплуатация, которая была основана на строительстве новых предприятий и совершенствовании деятельность леспромхозов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ