Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве России (на примере женских журналов) | Пример курсовой работы

Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве России (на примере женских журналов)

Цель исследования: анализ проблемы гендерной идентификации в российских СМИ.

Женские журналы создают определенный образ, поведение и мышление женщин. Особенности женской прессы позволяют учитывать различные характеристики аудитории (возраст, профессию, семейное положение, социальный статус), что выражается в модели издания и дает возможность наиболее полно освещать интересы читательниц.

1.2 Место российских женских журналов на рынке СМИ
Женская периодика – один сегментов российского рынка СМИ, отличающийся массовостью и многообразием изданий. На основе работ Р.М. Ямпольской, Лу Мими, А.В. Жуковой, В.В. Боннер-Смеюхи и Е. Пленкиной можно сформировать общую типологию женских изданий. Прессу для женщин можно классифицировать:
По видам издания:
журналы;
еженедельники;
газеты;
дайджесты;
бюллетени;
практические руководства;
приложения к различным изданиям.
По региону распространения:
международные издания, адресуемые женской аудитории многих стран («Домашний очаг», Cosmopolitan);
общенациональные издания, которые обращены женщинам всех регионов страны («Работница», «Крестьянка»);
издания, предназначенные этническим женским сообществам («Женщина Дагестана», «Женщина», Казань);
региональные издания для различных территориальных сообществ женщин («Яблоко», Саратов);
издания, предназначенные разным возрастным группам (для подростков, молодых девушек, женщин среднего возраста);
всероссийские;
городские.
По объему на: – «тонкие» («Работница»); – «толстые» («Славянка»).
По формату идет разделение на:
журналы большого формата («Женский клуб»);
малого формата («Мир женщины»).
Как правило, в журналах формата А-4 количество страниц 80-100, в формате газеты А-3 4-24 страницы. Традиционно печать цветная. Многие издательства элитарного типа печатаются за границей. В зависимости от журнала тираж может достигать до сотен тысяч экземпляров.
По целевому назначению, которое выражается в тематике и содержании, журналы классифицируются на:
социальные (журнал «Работница);
духовные («Сударушка»);
проблемно-информационные журналы, снабжающие читательниц деловой и другой важной для них информацией («Вы и мы»);
журналы гуманитарной направленности («Женский клуб»);
феминистские («Фемина»);
рекламно-информационные;
элитарные («Женский клуб», ELLE, Cosmopolitan, Мarie Claire);
Основное свойство элитарных изданий – большой объем, высокое полиграфическое качество, множество иллюстративного материала, большое место занимает реклама (преимущественно дорогая косметика, парфюмерия, одежда, обувь, мебель) и высокая цена журнала.
массово-популярные («Работница», «Крестьянка»);
развлекательные («Топ модель»).
По типу аудитории:
издания для мам и будущих матерей;
журналы для женщин с достатком (Vogue, ELLE, Harper`s Bazaar);
для работающих женщин («Работница»);
адресованные представительницам различных женских профессий («Супермодель»);
По содержанию:
универсальные, содержащую информацию тем интересующих данную женскую аудиторию («Работница», «Крестьянка», «Домашний очаг»);
издания о здоровье женщин («Женское здоровье»);
модные журналы («Журнал мод», Harper`s Bazaar, ELLE, Cosmopolitan, Burda, Madmoiselle, Glamour);
женские издания, главной темой которых является уход за внешностью, модные прически, украшения, правильное питание («Красота»);
о рукоделии («Анна», «Ксюша». «Для тех, кто вяжет», «Блузки, юбки, брюки», «Праздничная мода», «Сандра-Экстра»);
о семье («Женский домашний журнал»);
о домоводстве («Домашний очаг», «Интерьер. Дизайн», «Интерьер. Дом и квартира», «Хозяюшка»);
о кулинарии («Самый смак», «Сладкий смак»);
журналы с религиозной тематикой («Сестра»);
политические журналы.
Таким образом, исследователь классифицировали женский сегмент рынка СМИ по различным критериям. Вопреки некоторым расхождениям в определении основных условий деления на типологические группы, можно утверждать, что в современной журналистике на первом плане такие факторы, как аудитория читателей, специфика информации и целевое назначение, т.к. они отражают положение рынка.
На основе этих классификаций можно сделать несколько общих выводов положения женских журналов на рынке СМИ:
Характер аудитории. Содержание женских журналов эволюционирует вместе с изменениями в структуре женской аудитории, в ее интересах и информационных потребностях. В то же время женская аудитория очень разнопланова и многоуровневая по своей структуре. В ней выделяются различные группы, которые можно разделить по теме интересов, возрасту, социальному положению и т.д. Поэтому при создании женских журналов нужно выявить какому сегменту рынка он предназначен. При этом стоит отметить, что аудитория это неоднородная, изменчивая группа людей и в последние годы мужская аудитория читателей женских журналов составляет до 35% читателей.
Характер информации. В основе специфика публикуемого материала стоит предметно-тематическая направленность журнала. Тематика женских журналов очень широка. С развитием истории она менялась, формируя свою специфику и направление. Однако, такие темы, как гигиена, отношения, мода и стиль, педагогика и психология, рукоделие и рецепты существуют со дня образования журналов по сей день.
Целевую направленность женских журналов определяют учредители, издатели, редакция. Это совокупность идей и целей, которые они ставят для решения. А цели формируются, основываясь на характер потребностей аудитории. Целевое назначение журнала включает в себя тематику и структуру, а так же функции, которые выполняет журнал.
Новый этап истории вносит свои значительные коррективы в типологию признаков женских журналов. Некоторые признаки периодики утрачивают или приобретают большую значимость в связи с изменениями условий существования и функционирования в условиях рынка. В результате все чаще журналы конструируются, ориентируясь на желания издателя или рекламодателя, а не на целевую аудиторию.

В данном исследовании мы проследили историю появления женской прессы в России и определили ее основные особенности.  Свое начало история развития отечественной женской периодике берет еще в XVIII веке. На их развитие влияли социокультурные и политические перемены в жизни общества. В начале ХХ века отечественные женские журналы достигли своего пика, стали развиваться новые типологические направления в структуре журналов. Современные женские журналы классифицируются по признакам аудитории, характеру материалов, региону распространения, целеполаганию.
Уже на сегодняшний день образ женщины четко сформировался, ее рассматривают «со всех сторон», в журналах женщина теперь не только работница у станка, но и бизнес-леди, подруга, мать и жена.
Журналы «Лиза», «Cosmopolitan» и «Elle» преподносят читательницам определенный образ жизни, которому должна следовать успешная женщина. Этот образ дается в визуальных, словесных образах, даже через рекламу. Далеко не всегда он отвечает реальному положению вещей в обществе, но это идеал, к которому стремятся женщины разных возрастов.
Эти журналы освещают достаточно широкий круг тем, поэтому не теряют своей аудитории, поскольку темы «Красота», «Семья», «Мода» актуальны для женщины всегда.
Тем самым в данной работе было сказано о гендерной идентификации в изданиях для женщин и как время влияет на содержание этих женских изданий.
Цель исследования: анализ проблемы гендерной идентификации в российских СМИ.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!