«Развитие арт-журналистики в контексте современной культуры»

Критика как особый вид творческой деятельности в журналистике более всего призвана реализовывать как познавательно-просветительскую, так и коррекционно-нормативную функцию. Критика в средствах массовой информации обладает возможностью иметь самые различные формы. Большую долю «критического поля» в журналистике всегда занимала литературно-художественная и театральная критика.
Арт-журналистика как одна из граней кристалла мировой культуры, в свою очередь, имеет множество граней. В них не только отражаются факты и концептуальные тенденции искусства. Критик, сам по себе, человек искусства, он, в силу специфики своей работы, имеет возможность проявлять своё творческое «Я» через призму анализа явлений и тенденций. С другой стороны, это и реальная возможность, и право, и даже обязанность формировать общественные вкусы, утверждать новые либо отстаивать старые культурные ценности, подпитывать своим авторитетом традиции либо вновь возникшие концепции.
Данный жанр культурной журналистики обладает рядом интересных особенностей. Материал, посвящённый явлению искусства, как правило, представляет собой рецензию. Авторская оценка в ней имеет возможность быть сколь угодно личной и аргументированной, но ни в коем случае не обязательной для читателя. Одна из главных целей подобного текста либо аудиовизуального продукта – это информирование большого количества людей о каком-либо текущем или наступающем событии, для привлечения к нему внимания.
Материал, написанный, снятый либо начитанный на микрофон рецензентом, должен сочетать как собственные понятия о предмете, так и предполагаемое мнение аудитории. Этот материал может и не являться «критическим», а только лишь выявлять мнение автора материала, такого же «потребителя» произведения, как и его аудитория. Критика же как таковая – специальный жанр арт-журналистики, где автору необходимо высказывать свое мнение на основании не только эстетического восприятия произведения, но и знания законов того или иного рода искусства, способности предопределять значимость творения в историческом контексте, знания отношения признанных профессионалов, настроений социума.
Эволюция арт-критики определена не столько «бунтом» авангардного искусства против традиционных форм, но и причинами этого бунта. Если художник прежних времен творил, в основном, по заказу социума, то художник настоящего времени сам является и творцом, и заказчиком своих произведений, он творит, и в то же время, подводит под свои работы теоретические основы.
Необходимо заметить, что интеллектуальный уровень критика, равно как и уровень развития его эстетических вкусов, зачастую может быть ниже уровня исследуемого произведения. Поэтому некоторые теоретики жанра причисляют арт-критику к «осторожной» журналистике, в которой у рецензента есть право заходить за рамки корректности, понимая, что такое же право имеют и придерживающиеся противоположного мнения журналисты.
Фактически, художественная критика – это разбор достоинств и изъянов произведения на основании анализа его с точки зрения определенных эстетических, моральных, либо даже политических ценностей, с последующим вынесением приговора. Критик должен вынести какую-либо оценку, и оценка эта диктуется равно как ангажированностью критика, так и, при независимости его от внешних социальных, политических либо личностных факторов, его компетентностью. Способность верно оценить значение художественного произведения либо масштаб анализируемого явления в культурной среде – критерий оценки профессионализма критика.
На данный момент практически любое СМИ ориентировано на собственную аудиторию, обладающую своими предпочтениями. Арт-журналистика – это посредник между искусством и этой аудиторией, не только хроникер, но и аналитик наиболее актуальных событий и явлений, о которых непосредственно уже сам журналист должен сообщить читателям, зрителям и слушателям.
Эволюция искусства с точки зрения общественной ценности, появление новой, автономной системы современного искусства вызвало появление арт-критики, рассчитанной не на публику «вообще», не на «дилетанта-потребителя», а на профессионала. В результате появились специальные, узко ориентированные СМИ, которые ставили задачей буквально медицинскую диагностику произведений и явлений арт-мира. Наличие в арт-мире таких авторитетнейших изданий, в которых с точностью и безжалостностью патологоанатомического театра анализируются и интерпретируются явления и произведения, стало мощной конституирующей основой самих художественных процессов. К счастью для культуры, далеко не все ее деятели, как и в старину, подчиняются этой смертельной для нее тенденции, иначе мы уже констатировали бы коллапс культуры и искусства.
Тем не менее, в современном культурном пространстве арт-критика выступает системообразующим элементом как часть относительно автономной самоорганизующейся и социальной подсистемы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ