Разновидность патологических расстройств дошкольного возраста

Цели и задачи

цель работы, а также рассмотрены понятие «нормы» и «патологии» в психолого-педагогической литературе, изучена структура отклоняющегося развития, проанализирована специфика отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте.

Введение и актуальность


Навязчивость у детей первых лет жизни ограничивается компульсиями (навязчивыми движениями и действиями), влечениями (среди которых онихофагия – навязчивое обкусывание ногтей, трихотилломанией – нежелательным выдергиванием волос, стихийными влечениями садистического и сексуального характера), вопросами нередко элементом транзитивизма. По мере взросления ребенка навязчивости становятся все более разнообразными и сложными по фабуле. Возникают навязчивые сомнения, опасения, воспоминания, счет и т. д. К наступлению школьного возраста как правило отмечаются сложные навязчивости.
Опасность навязчивости – в том, что пациент стремится совершить какие-либо сопутствующие действия. Часто от них спасаются кажущимися ненужными действиями, такими, как любовь к смене одежды, мытье рук выше нормы и проч.
Нередко дети от 2,5 лет страдают энурезом. При его проявлениях родители покупают таблетки, но это – психическое заболевание. Неконтролируемое мочеиспускание – это последствия. [11]
Невротический характер носит энкопрез, обладающий также неврозоподобными свойствами. Если спинной мозг не имеет заболеваний, то энкопрезом признают непроизвольное отхождение кала. Также в таких обстоятельствах здоров кишечник.
Наиболее распространенные причины появления энуреза и энкопреза – временный, обратимый регресс поведения. Их относят к категории псевдорегрессивных расстройств. Их характеризуют как обратимые. Псевдорегрессивные расстройства обычно диагностируются вплоть до подросткового возраста. Стандартные формы проявления – энурез, энкопрез, возвращение к упрощенным формам игры и пуэрилизма. Дети стремятся быть рядом с матерью, не реагируют на внимание окружающих. Речь отличается косноязычием.
В дошкольном и младшем школьном возрасте дети нередко страдают от патологического фантазирования. Это – естественная возрастная особенность. Связана с яркостью воображения, склонностью вымышлять образы. Детей с такой патологией легко узнать по стремлению жестикулировать, рисовать схемы и планы. Поведение медлительное, вялое, пассивное.
Среди конструктивных вариантов патологического фантазирования – сверхценное увлечение. Обычно возникает во множественном числе. Отличаются богатством тематики и уровнем продуктивности. Если задержка развития является ярко выраженной – данные явления отличаются примитивизмом, носят игровой характер.
Пациентов с высоким интеллектом интересует чтение энциклопедий, составление схем, написание текстов, изучение редких иностранных языков, знания отличаются обширностью, не характерной для данного возраста.
Особыми характеристиками обладают бредовые расстройства. Они свойственны подросткам. Им приписывают такие особенности, как эпизодичность, неустойчивость, крайне рудиментарные высказывания и нелепые, мало объяснимые манеры.
В категории патологического фантазирования выделяются бредоподобный и гиперкомпенсаторый разновидности. В первом случае, в патологическом фантазировании дети не оценивают фантазии полноценно. Им кажется. Что они схожи с вымышленными образами.[12]
Если случай гиперкомпенсаторный – на первый план выступает реальность «условной приятности или желательности». Инициативой часто оказываются шокирующие события. Фантазия восполняет ситуацию, которая кажется ребенку желаемой. Он не отличает социальную действительность от вымышленной, не ориентируется в ней.
Выделяют достаточно специфические формы бреда. Для детского возраста характерен «бред чужих родителей». его выделяют на период 6-7 лет. Узнать его можно по депрессивному состоянию, тревоге. Настроение связано с мыслями о нелюбви родителей. ребенку кажется, что его не любит мама, он был взят на воспитание, и проч. Существуют уникальные случаи, когда ребенок начинает предполагать, что его происхождение инопланетное, и проч.[13]
Очень распространена такая патология развития, как патологические влечения. Возникновение патологических влечений обычно имеет отношение к первым годам жизни ребенка. Их легко узнать по склонности к разрушениям, садистским действиям. Дети портят вещи, производя символически окрашенные действия, ищут способы негативно воздействовать на мать или бабушку, огорчить их, увидеть их слезы. Удовольствие от результатов является видимым. Без необходимых мер в 5-6 лет появляются проявления сексуальных извращенных склонностей.
Фантазии носят отдельный характер. Ребенок воображает сцены мировых катастроф, убийств, пожаров. Наибольший интерес вызывают отрицательные герои произведений. Если проводятся коллективные игры – предпочтение будет отдано негативным ролям. Такие больные имитируют курение, демонстрируя, как им ничего не стоит выпить водки. Внешне дети кажутся невинными. Они миловидны и улыбчивы, и очень хитры. Их близкие редко знают об их увлечениях.
В детских возрастных периодах образуются благоприятные условия негативного характера. Развивается психопатия, поражаются ЦНС, может проявиться эпилепсия.[14]

Заключение и вывод

В науках, изучающих человека, выделяют различные виды норм - статистические, физиологические, индивидуальные и др. В психологии корректное обращение к этому понятию предполагает дифференцирование норм по возрасту, полу, социальной, культурной, этнической принадлежности субъекта. Многообразие факторов, обусловливающих различия в нормах, уже само по себе указывает на неоднозначность самой проблемы нормы, корни которой, с одной стороны, в общебиологических законах психического развития человека и его психосоциального взаимодействия, с другой — в этико-философских взглядах. Иными словами, это междисциплинарная проблема, которую невозможно решить с учетом лишь какого-то одного аспекта.
Западные психологи определяют развитие как изменения, происходящие во времени в строении тела, психике и поведении человека, в результате биологических процессов в организме и под воздействием окружающей среды. Отечественные психологи рассматривают развитие как процесс, характеризующий качественные преобразования в поведении, психике, интеллекте и эмоциях, т.е. понимают психическое развитие как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.[30]
В специальной психологии очень часто применяется понятие «аномальность». Одним из ее критериев является своеобразие расшифровки сигналов окружающего мира конкретным человеком и воспринимающим его иначе, чем большинство людей. Показатели, характеризующие нормальную психическую деятельность, ограничены достаточно определенными параметрами, выход за границы которых позволяет говорить о ее нарушении.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ