Основные институты и рынки международного бизнеса

Цели и задачи

Целью проведения данного исследования является раскрытие основных институтов и рынков международного бизнеса и взаимодействия России с ними.

Введение и актуальность


Банки развития являются источником поступления финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов во всех сферах экономики. В то же время необходимо отметить такие негативные аспекты функционирования межрегиональных банков развития как политизированность их деятельности, в том числе под влиянием США, а также нецелесообразность некоторых проектов для стран-реципиентов помощи (например, финансирование реформ образования, здравоохранения и РАН в России).

1.3. Основные рынки международного бизнеса и их виды

Рынки международного бизнеса можно классифицировать следующим образом:
- рынок товаров;
- рынок услуг;
- рынок капитала.
С точки зрения предмета мировой экономики мировой рынок — это «подвижная, динамичная часть мировой экономики, действующая непосредственно для обеспечения потребностей людей и обществ в масштабах всей планеты». Его образуют «часть ... товаров и услуг каждой из национальных экономик, которая поступает по различным каналам в мирохозяйственную систему в целях обмена, все финансовые ресурсы, обращающиеся на нем [и] инфраструктурные подсистемы..., обеспечивающие поступление товаров и услуг на мировой рынок». С позиции исследователей международного бизнеса, мировой рынок в общем виде — это «совокупность национальных и международного рынков в их взаимодействии и взаимозависимости».
Мировые товарные рынки состоят из региональных, локальных и национальных рынков. Региональные рынки образуют пространственно сопряженные страны, где наблюдается определенная взаимозависимость национальных рынков, проявляются специфические черты функционирования рыночных субъектов, действуют общие факторы, определяющие предложение, спрос и цены на рынке. В пределах региональных рынков связи между субъектами разной национальной принадлежности выражены сильнее, чем вне их. Страны — участницы региональных рынков часто имеют схожий характер деятельности на мировом рынке, проводят скоординированную или одинаковую политику в отдельных секторах экономики. Региональные рынки имеют существенный вес в мировом производстве, торговле и потреблении продукции.
Локальные рынки состоят из нескольких соседних стран, как правило, характеризующихся близким уровнем социально-экономического развития или общностью рыночных факторов, которые ведут регулярную, но ограниченную по масштабам торговлю конкретной продукцией между собой или с третьими странами. Локальные рынки с течением времени могут развиваться в региональные (при этом часто происходит географическое расширение), и наоборот, но обычно остаются неизменными. При этом одни и те же страны по одним товарам могут быть участниками региональных рынков, а по другим — локальных.
Национальные рынки формально образует каждая страна по каждому производимому или потребляемому товару. С точки зрения первичной горизонтальной структуры мирового рынка национальные рынки — это крупные страны-производители или потребители продукции, не входящие в региональные или локальные рынки.
Субъектами мировых товарных рынков выступают страны и региональные интеграционные группировки, производственные и торговые компании, международные организации, отраслевые объединения, исследовательские структуры, товарные биржи и т.д. Все они находятся в сложном взаимодействии, причем роль одних и тех же категорий субъектов неодинакова на различных товарных рынках.
Под рынком услуг подразумевается совокупность экономических правоотношений между продавцами и покупателями, объектом которых выступает купля-продажа самых разнообразных видов услуг. Необходимо отметить, что практически невозможно провести четкую черту между рынком товаров и услуг. Ведь оказание услуги очень часто сопровождается реализацией товара. Кроме того, нередко сама услуга становится товаром. Качество рынка услуг напрямую зависит от уровня развития рыночного хозяйства в целом. Его структура, а также степень развития определяют конкурентоспособность страны.
Что касается рынка капитала, то можно говорить о трех его сегментах:
рынок капитальных благ, на котором единица капитала может быть куплена (продана) в собственность по какой-то цене;
рынок услуг капитала, на котором можно приобрести услуги капитала на определенный срок, уплатив за это соответствующую плату;
рынок ссудного (заемного) капитала, который обслуживает первые два сегмента, поскольку для приобретения капитала в запас или покупки услуг капитала требуются денежные средства. Цена, уплачиваемая собственнику заемного капитала за использование его средств в течение определенного периода времени, называется ссудным процентом.
По результатам проведенного в главе исследования необходимо сделать следующие выводы.
Международный бизнес можно трактовать с двух точек зрения: как дисциплину и как вид деятельности. Международный бизнес как дисциплина занимается изучением особенностей бизнеса, менеджмента и маркетинга, которые реализуются через границы различных стран. Как вид деятельности, международный бизнес представляет собой обмен товарами и услугами между юридическими и физическими лицами из разных стран.
В современных условиях для развития международного бизнеса большое значение имеет деятельность международных финансовых институтов, которые должны способствовать укреплению международных связей, экономическому росту в отдельных странах и регионах, наращиванию торговых и финансовых взаимоотношений между странами. Банки развития являются источником поступления финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов во всех сферах экономики. В то же время необходимо отметить такие негативные аспекты функционирования межрегиональных банков развития как политизированность их деятельности, в том числе под влиянием США, а также нецелесообразность некоторых проектов для стран-реципиентов помощи (например, финансирование реформ образования, здравоохранения и РАН в России).

Заключение и вывод

Международный бизнес можно трактовать с двух точек зрения: как дисциплину и как вид деятельности. Международный бизнес как дисциплина занимается изучением особенностей бизнеса, менеджмента и маркетинга, которые реализуются через границы различных стран. Как вид деятельности, международный бизнес представляет собой обмен товарами и услугами между юридическими и физическими лицами из разных стран.
При изучении международного бизнеса как системы необходимо учитывать в нее входящие, а также оказывающие значительное влияние на развитие международного бизнеса институты. В качестве основных институтов выступают различные надгосударственные и межгосударственные объединения, а также ТНК.
В современных условиях для развития международного бизнеса большое значение имеет деятельность международных финансовых институтов, которые должны способствовать укреплению международных связей, экономическому росту в отдельных странах и регионах, наращиванию торговых и финансовых взаимоотношений между странами. Особую роль на современном этапе глобализации играют такие институты как международные банки развития. Главной функцией международных банков развития является содействие развитию и реформам в развивающихся странах. В деятельность банков развития, в том числе и Всемирного банка, входит оценка деятельности правительств, проводимых реформ, помощь в их осуществлении и т.д. Для этого они осуществляют мониторинг экономической ситуации в различных регионах, дают оценку результатам проводимых реформ, подчас выступают как рейтинговые агентства.
Конкретные причины, которые заставляют компанию (будь то зарубежная или отечественная компания) участвовать в международном бизнесе, можно свести в две большие группы:
а)реакция на изменения окружающей среды вследствие усиления конкуренции, изменения политического климата, изменения экономической ситуации в стране и мире;
б)политика активного освоения международных рынков и наращивания своего присутствия в международном экономическом пространстве, порождаемое стремлением обеспечить более благоприятные условия для роста компании.
Отличительной особенностью зарубежной экспансии российского бизнеса является высокая концентрация зарубежных активов у ограниченного числа крупных компаний, доминирующие позиции занимают нефтяные и металлургические компании. Всего три крупнейшие компании владеют более чем половиной совокупных зарубежных активов топ-20 российских ТНК.
Активное участие российских компаний, и прежде всего наиболее крупных из них, в глобальном инвестиционном процессе ведет к росту их индекса транснационализации. Однако по этому показателю российские компании пока существенно отстают от ведущих ТНК из развитых стран.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ