Основные институты и рынки международного бизнеса
Цели и задачи
Целью проведения данного исследования является раскрытие основных институтов и рынков международного бизнеса и взаимодействия России с ними.
Введение и актуальность
Банки развития являются источником поступления финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов во всех сферах экономики. В то же время необходимо отметить такие негативные аспекты функционирования межрегиональных банков развития как политизированность их деятельности, в том числе под влиянием США, а также нецелесообразность некоторых проектов для стран-реципиентов помощи (например, финансирование реформ образования, здравоохранения и РАН в России).
1.3. Основные рынки международного бизнеса и их виды
Рынки международного бизнеса можно классифицировать следующим образом:
- рынок товаров;
- рынок услуг;
- рынок капитала.
С точки зрения предмета мировой экономики мировой рынок — это «подвижная, динамичная часть мировой экономики, действующая непосредственно для обеспечения потребностей людей и обществ в масштабах всей планеты». Его образуют «часть ... товаров и услуг каждой из национальных экономик, которая поступает по различным каналам в мирохозяйственную систему в целях обмена, все финансовые ресурсы, обращающиеся на нем [и] инфраструктурные подсистемы..., обеспечивающие поступление товаров и услуг на мировой рынок». С позиции исследователей международного бизнеса, мировой рынок в общем виде — это «совокупность национальных и международного рынков в их взаимодействии и взаимозависимости».
Мировые товарные рынки состоят из региональных, локальных и национальных рынков. Региональные рынки образуют пространственно сопряженные страны, где наблюдается определенная взаимозависимость национальных рынков, проявляются специфические черты функционирования рыночных субъектов, действуют общие факторы, определяющие предложение, спрос и цены на рынке. В пределах региональных рынков связи между субъектами разной национальной принадлежности выражены сильнее, чем вне их. Страны — участницы региональных рынков часто имеют схожий характер деятельности на мировом рынке, проводят скоординированную или одинаковую политику в отдельных секторах экономики. Региональные рынки имеют существенный вес в мировом производстве, торговле и потреблении продукции.
Локальные рынки состоят из нескольких соседних стран, как правило, характеризующихся близким уровнем социально-экономического развития или общностью рыночных факторов, которые ведут регулярную, но ограниченную по масштабам торговлю конкретной продукцией между собой или с третьими странами. Локальные рынки с течением времени могут развиваться в региональные (при этом часто происходит географическое расширение), и наоборот, но обычно остаются неизменными. При этом одни и те же страны по одним товарам могут быть участниками региональных рынков, а по другим — локальных.
Национальные рынки формально образует каждая страна по каждому производимому или потребляемому товару. С точки зрения первичной горизонтальной структуры мирового рынка национальные рынки — это крупные страны-производители или потребители продукции, не входящие в региональные или локальные рынки.
Субъектами мировых товарных рынков выступают страны и региональные интеграционные группировки, производственные и торговые компании, международные организации, отраслевые объединения, исследовательские структуры, товарные биржи и т.д. Все они находятся в сложном взаимодействии, причем роль одних и тех же категорий субъектов неодинакова на различных товарных рынках.
Под рынком услуг подразумевается совокупность экономических правоотношений между продавцами и покупателями, объектом которых выступает купля-продажа самых разнообразных видов услуг. Необходимо отметить, что практически невозможно провести четкую черту между рынком товаров и услуг. Ведь оказание услуги очень часто сопровождается реализацией товара. Кроме того, нередко сама услуга становится товаром. Качество рынка услуг напрямую зависит от уровня развития рыночного хозяйства в целом. Его структура, а также степень развития определяют конкурентоспособность страны.
Что касается рынка капитала, то можно говорить о трех его сегментах:
рынок капитальных благ, на котором единица капитала может быть куплена (продана) в собственность по какой-то цене;
рынок услуг капитала, на котором можно приобрести услуги капитала на определенный срок, уплатив за это соответствующую плату;
рынок ссудного (заемного) капитала, который обслуживает первые два сегмента, поскольку для приобретения капитала в запас или покупки услуг капитала требуются денежные средства. Цена, уплачиваемая собственнику заемного капитала за использование его средств в течение определенного периода времени, называется ссудным процентом.
По результатам проведенного в главе исследования необходимо сделать следующие выводы.
Международный бизнес можно трактовать с двух точек зрения: как дисциплину и как вид деятельности. Международный бизнес как дисциплина занимается изучением особенностей бизнеса, менеджмента и маркетинга, которые реализуются через границы различных стран. Как вид деятельности, международный бизнес представляет собой обмен товарами и услугами между юридическими и физическими лицами из разных стран.
В современных условиях для развития международного бизнеса большое значение имеет деятельность международных финансовых институтов, которые должны способствовать укреплению международных связей, экономическому росту в отдельных странах и регионах, наращиванию торговых и финансовых взаимоотношений между странами. Банки развития являются источником поступления финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов во всех сферах экономики. В то же время необходимо отметить такие негативные аспекты функционирования межрегиональных банков развития как политизированность их деятельности, в том числе под влиянием США, а также нецелесообразность некоторых проектов для стран-реципиентов помощи (например, финансирование реформ образования, здравоохранения и РАН в России).
Заключение и вывод
Международный бизнес можно трактовать с двух точек зрения: как дисциплину и как вид деятельности. Международный бизнес как дисциплина занимается изучением особенностей бизнеса, менеджмента и маркетинга, которые реализуются через границы различных стран. Как вид деятельности, международный бизнес представляет собой обмен товарами и услугами между юридическими и физическими лицами из разных стран.
При изучении международного бизнеса как системы необходимо учитывать в нее входящие, а также оказывающие значительное влияние на развитие международного бизнеса институты. В качестве основных институтов выступают различные надгосударственные и межгосударственные объединения, а также ТНК.
В современных условиях для развития международного бизнеса большое значение имеет деятельность международных финансовых институтов, которые должны способствовать укреплению международных связей, экономическому росту в отдельных странах и регионах, наращиванию торговых и финансовых взаимоотношений между странами. Особую роль на современном этапе глобализации играют такие институты как международные банки развития. Главной функцией международных банков развития является содействие развитию и реформам в развивающихся странах. В деятельность банков развития, в том числе и Всемирного банка, входит оценка деятельности правительств, проводимых реформ, помощь в их осуществлении и т.д. Для этого они осуществляют мониторинг экономической ситуации в различных регионах, дают оценку результатам проводимых реформ, подчас выступают как рейтинговые агентства.
Конкретные причины, которые заставляют компанию (будь то зарубежная или отечественная компания) участвовать в международном бизнесе, можно свести в две большие группы:
а)реакция на изменения окружающей среды вследствие усиления конкуренции, изменения политического климата, изменения экономической ситуации в стране и мире;
б)политика активного освоения международных рынков и наращивания своего присутствия в международном экономическом пространстве, порождаемое стремлением обеспечить более благоприятные условия для роста компании.
Отличительной особенностью зарубежной экспансии российского бизнеса является высокая концентрация зарубежных активов у ограниченного числа крупных компаний, доминирующие позиции занимают нефтяные и металлургические компании. Всего три крупнейшие компании владеют более чем половиной совокупных зарубежных активов топ-20 российских ТНК.
Активное участие российских компаний, и прежде всего наиболее крупных из них, в глобальном инвестиционном процессе ведет к росту их индекса транснационализации. Однако по этому показателю российские компании пока существенно отстают от ведущих ТНК из развитых стран.
При изучении международного бизнеса как системы необходимо учитывать в нее входящие, а также оказывающие значительное влияние на развитие международного бизнеса институты. В качестве основных институтов выступают различные надгосударственные и межгосударственные объединения, а также ТНК.
В современных условиях для развития международного бизнеса большое значение имеет деятельность международных финансовых институтов, которые должны способствовать укреплению международных связей, экономическому росту в отдельных странах и регионах, наращиванию торговых и финансовых взаимоотношений между странами. Особую роль на современном этапе глобализации играют такие институты как международные банки развития. Главной функцией международных банков развития является содействие развитию и реформам в развивающихся странах. В деятельность банков развития, в том числе и Всемирного банка, входит оценка деятельности правительств, проводимых реформ, помощь в их осуществлении и т.д. Для этого они осуществляют мониторинг экономической ситуации в различных регионах, дают оценку результатам проводимых реформ, подчас выступают как рейтинговые агентства.
Конкретные причины, которые заставляют компанию (будь то зарубежная или отечественная компания) участвовать в международном бизнесе, можно свести в две большие группы:
а)реакция на изменения окружающей среды вследствие усиления конкуренции, изменения политического климата, изменения экономической ситуации в стране и мире;
б)политика активного освоения международных рынков и наращивания своего присутствия в международном экономическом пространстве, порождаемое стремлением обеспечить более благоприятные условия для роста компании.
Отличительной особенностью зарубежной экспансии российского бизнеса является высокая концентрация зарубежных активов у ограниченного числа крупных компаний, доминирующие позиции занимают нефтяные и металлургические компании. Всего три крупнейшие компании владеют более чем половиной совокупных зарубежных активов топ-20 российских ТНК.
Активное участие российских компаний, и прежде всего наиболее крупных из них, в глобальном инвестиционном процессе ведет к росту их индекса транснационализации. Однако по этому показателю российские компании пока существенно отстают от ведущих ТНК из развитых стран.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт