Поручения как средство привлечения к труду детей младшего возраста.

Цели и задачи

Цель исследования: изучение теоретических основ и практики применения трудовых поручений в формировании самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Введение и актуальность


Для младшей группы характерны поручения индивидуального характера (здесь не предусмотрено дежурство). Наблюдения показали: при активной организации почти каждый малыш в течение дня выполняет менее 2-3 поручение воспитателя. Например, Вася по просьбе воспитателя убрал в шкаф забытую обувь; Миша поднял Ирине носки и положил их на место; он же помог вынести на участок ведерко с совками, собрал игрушки перед уходом с прогулки; Вера раздала карандаши для рисования, смела песок с лавочки, полила цветы; Андрей собрал строительный материал перед уходом на прогулку, налил свежую воду канарейке, раздал тарелки во время полдника [6, с.263].
Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам; для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОРУЧЕНИЯ

Заключение и вывод

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы.
Трудовое воспитание – это целенаправленное формирование положительного отношения к труду. Организуя трудовую деятельность, воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги стараются так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Трудовые поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особое значение поручения имеют в младшем дошкольном возрасте.
Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Поручения как форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу.
Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и навыкам; для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для подготовки к другим формам организации труда.
Экспериментальное исследование проводилось в дошкольном учреждении. В эксперименте участвовало 20 дошкольников младшей группы. Участники были разбиты на две группы: контрольная (10 детей, 6 девочек и 4 мальчиков) и экспериментальная (10 детей, 5 девочек и 5 мальчиков).
Для исследования использовались следующие методы: наблюдения; беседа; игровой метод.
Для констатирующего этапа были подобраны вопросы для беседы с детьми по выявлению у них трудовых умений, навыков и знаний по методике разработанной Л.В. Куцаковой. При проведении диагностики был выявлены низкие показатели трудового воспитания дошкольников.
Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются – объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование песен, потешек.
Для работы с дошкольниками был составлен план работы с детьми по формированию трудовых умений в разных видах труда.
Трудовая деятельность, предложенная детям, была им интересна и доступна, так как соответствовала возрастным и психолого-педагогическим особенностям детей младшего дошкольного возраста, а также учитывались индивидуальные особенности детей. По этим причинам, при повторной диагностике у дошкольников преобладает средний (6 детей) уровень, высокий уровень получили 4 дошкольников.
Таким образом, при составлении данной работы, достигнуты цели и задачи, поставленные в данной работе. Гипотеза, выдвинутая во введении, подтверждена.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ