Ракульская ропись

Цели и задачи

Целью исследования является изучение ракульской росписи.

Введение и актуальность


Сравнительно недалеко от Пермогорья, Мокрой Едомы и Верхней Уфтюги, в Красноборском районе Архангельской области, существует еще один куст деревень со своеобразной росписью. Это деревни по реке Ракулке, впадающей в Северную Двину, с центром в деревне Ульяновской. Росписью в Ульяновской занималась семья старообрядцев Витязевых.
Витязевы расписывали прялки и набирухи (кузовки, лукошки для ягод). Их ремесло передавалось из поколения в поколение (примерно с середины XIX века). Основой росписи был растительный орнамент, состоявший из декоративных листьев. Элементы узора объединялись в пучки, веточки, кустики, гирлянды. Птицы, выполненные черным контуром, заливались черной краской, а иногда расцвечивались красными и зелеными цветами. В росписях главную роль играли золотисто-охристый и черный цвета, им сопутствовали голубой, зеленый и коричнево-красный. Черным цветом исполнялись не только контуры, но и многие детали, а также "усики", завитки, прожилки…
В середине XIX века лучшим рисовальщиком в деревне Ульяновской считался Дмитрий Федорович Витязев. Превосходно расписанная набируха в фондах Музея этнографии в Санкт-Петербурге отличается оригинальным узором, совсем иным по характеру, чем в любом из других мест Русского Севера. Сверху по красному фону набируха опоясана полукружными фестонами. В центре - орнаментальные круги с петухами по бокам. Все элементы - и круг, и петухи, и завитки резко оконтурены и графичны. Крышка от круглого короба, хранящаяся в фондах этого музея, несет черты того же стиля.
Основа орнамента на ракуловских прялках - изогнутый стебель, от которого в обе стороны идут как бы большие округлые разноцветные капли. Фон у прялки желтый, на лицевой стороне в пяти орнаментальных рамках на белом фоне обязательно помещается условное черное графическое изображение птицы, напоминающей петуха. Прялки из Ульяновской - яркие, со смелым использованием локальных цветов - белого, красного, зеленого. Форма прялок из Ульяновской так же оригинальна и неповторима, как и сама роспись: это широкая и длинная лопасть с четырьмя копьевидными главками, почти без ножки (вместо нее несколько пар уступчатых полукружий, сужающихся книзу).
Декоративная роспись северодвинских центров XIX века обнаруживает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи. В тонком чувстве цвета, в характере самого орнамента, в трактовке жанровых сцен сказались глубокие традиции этого искусства, определенная художественная «школа поколений» и блестящее мастерство исполнителей.
Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые до сих пор приносят нам радость, заставляют восхищаться талантом творцов этих изделий и рассказывают о духовной красоте русского человека.

Заключение и вывод


Ракульская роспись — русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. Роспись получила название от реки Ракулки (приток Северной Двины). Центром промысла является деревня Ульяновская (Муниципальное образование «Верхнеуфтюгское»). Вместе с пермогорской и северодвинской росписью входит в понятие росписи северодвинского типа.
В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном в виде листьев, кустиков и птиц (сороки, курицы). Чёрным цветом исполнен не только контур, но и детали. Промысел возник в середине XIX века и стал затухать в 1930-е годы. Промысел возник и передавался в семье Витязевых.
Росписи Русского Севера, включая ракульскую роспись, являются уникальным явлением русской культуры на протяжении уже нескольких столетий. И на сегодняшний момент Русский Север до конца не изучен и существует множество гипотез и причин его возникновения. Сегодня уже нет тех, кто мог бы истолковать нам все то, что мы можем увидеть на росписях по дереву, и этому существует множество причин. Но все же можно утверждать, что именно в ракульских росписях сохранились традиции, заложенные еще их основателями, и только по росписям мы можем прочувствовать и увидеть истинное - народное русское искусство.Глоссарий
Архаика — период в древнегреческом искусстве, предшествовавший классике.
Виньетка — украшение: небольшой рисунок или орнамент.
Декор – совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным.
Декоративно-прикладное искусство — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями.
Живопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность.
Иконопись — вид живописи, предназначенный для создания священных изображений — икон.
Колер – это краска, имеющая насыщенный и очень контрастный цвет, которая предназначена для придания нужного оттенка (колерования) масляным, алкидным, латексным, водно-дисперсионным и другим видам красок.
Композиция — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.
Лаконичность – краткое и грамотное выражение мыслей (в нашем случае – изображения).
Миниатюра — живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
Оживки - белильные блики, положенные поверх вохрения для моделирования выпуклых частей; могут иметь форму мазков, пятен, линий и т.п.
Орнамент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Орнаментика - характер орнамента, совокупность орнаментальных элементов в каком-либо художественном стиле, в произведении искусства.
Палитра – точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей работе, а также набор цветов, типичных для некоторой картины, для произведений определенного художника или художественной школы.
Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Роспись (художественная) — искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности. 
Фестон — декоративный элемент, орнаментальная полоса с обращенным вниз узором в форме листьев, цветов, ступенчатых зубцов, равнобедренных треугольников и т. д.
Фон — основной цвет или тон, на котором размещается изображение или текст; часть изображения, образующая задний план.
Штриховка – быстрый и простой способ нанесения различных видов затенения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ