Радиоинтервью - ведущий жанр современной журналистики | Пример курсовой работы

Радиоинтервью – ведущий жанр современной журналистики

Цель исследования заключается в изучении радиоинтервью как ведущего жанра на современном радио.

Таким образом, интервью направлено на получение ответов на вопросы, интересующие целевую аудиторию. В портретном интервью для журналиста личность собеседника выходит на первое место. Его могут не интересовать актуальные темы и проблемы, которые присущи целевым задачам других видов интервью. Некоторые ученые сравнивают портретное интервью с очерком о герое, рассказывающем о самом себе. В таком сходстве прослеживается связь интервью с художественно-публицистическим жанром.
Рассмотрим следующую классификацию. По признаку и предмету разговора Г.С. Мельник, К.Е. Виноградова и Р.П. Лисеев выделяют четыре вида интервью: информативное, где главный предмет беседы – факт; экспертное, где важную роль играет мнение авторитетного человека; проблемное, где предметом обсуждения являются мнения; интервью-знакомство, где в центре разговора – личность собеседника [30: 97].
Ученые классифицируют интервью и по форме. Так, Е.И. Лелис и В.Ю. Прокофьева отмечают следующие виды: интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка и анкета [26: 41].
Самый распространенный вид – интервью-диалог, представляет собой цепочку чередующихся между собой вопросов и ответов. Следующий вид – интервью-монолог отличается тем, что текст формально не расчленен на части, а в начале беседы задается тема, которую интервьюируемый развивает. Коллективное интервью – это работа сразу с несколькими персоналиями одновременно. Как правило, все ответы респондентов публикуются, как отдельные части. Интервью-зарисовка граничит с художественно-публицистическими жанрами, так как ее обязательным условием является присутствие авторского мнения, комментария, отступления. Данный вид интервью требует от автора деталей, описаний и характеристик своего гостя. Отличительной особенностью последнего вида интервью – анкеты – считается выражение массового общественного мнения [24: 202].
Отметим еще одну важную классификацию интервью – по типу организации. Теоретики выделяют следующие формы организации интервью: пресс-конференция, пресс-подход, брифинг, «круглый стол», интервью по телефону, интервью с помощью Интернета [20: 101]. Рассмотрим каждую из них.
Самой популярной формой организации интервью считается пресс-конференция. Она всегда проходит по строму порядку – сначала высказывается интервьюируемый, затем у журналистов есть возможность задать интересующие их вопросы, уточнить данные. Такой вид интервью проходит в формате встречи человека, который является источник информации, и журналистов. Основание для пресс-конференции всегда становится актуальный информационный повод, нуждающийся в дополнительных сведениях, разъяснениях и комментариях.
Существует также малая форма пресс-конференции – пресс-подход. Данный вид интервью отличается тем, что не планируется заранее, а обычно проводится непосредственно после мероприятия и сообщает уже об итогах события, встречи, заседания. Также отличительной чертой является небольшое количество предоставляемой журналистом информации [18: 121].
Следующая форма интервью, похожая на пресс-конференцию, – брифинг. Его характерными чертами считаются планирование и регулярная периодичность. Данное мероприятие нацелено на распространение сведений о деятельности организации или компании. Здесь от журналистов не ждут вопросов, а просто оповещают о текущих событиях и трактуют актуальные действия группы [20: 122].
Самым сложным, по мнению теоретиков, форматом считается «круглый стол» – это общение журналистов сразу с несколькими участниками мероприятия. При таком формате интервьюеру необходимо уделить внимание каждому эксперту, выполняя еще и роль модератора.
Интервью по телефону относится к самому удобному и оперативному формату, который чаще всего используется журналистами на радио. К нему обращаются, когда необходимо срочно получить ясный комментарий, касательно определенной ситуации.
Самым молодым и активно развивающимся форматом интервью на сегодняшний день считается интервью с помощью возможностей Интернета – социальных сетей, электронной почты, форумов чатов, видеозвонков. Такое количество форматов интервью показывает востребованность и актуальность заявленного жанра [20: 124].
Важно отметить, что радио, как подчеркивает Т.В. Лебедева, всегда обращено к аудитории, к слушателям и по свое природе является диалогичным. Интервью на радио представляет собой коммуникативный акт между журналистом (интервьюером), интервьюируемым и слушателями. Отличием радиоинтервью от, например, интервью в печатных СМИ является то, что радиожурналист записывает интервью на диктофон или же сразу передает его в эфир, то есть радиоинтервью является живым разговором. Журналист печатных СМИ имеет возможность литературно обработать текст интервью, уплотнять фразы своего собеседника, более четко выразить его мысли на бумаге, переписать собственные вопросы. У радиожурналиста таких возможностей нет. В случае если интервью передается в эфире в записи, журналист может определенным образом его смонтировать, удалить неважные, второстепенные, слишком затянутые фразы, однако сам процесс разговора он изменить не может.
Таким образом, несмотря на то, что интервью как форма общения ведет свою историю с незапамятных времен, на сегодняшний день изучение, теоретизация и практическое применение данного метода и жанра не стали менее актуальными. Умение грамотно общаться с людьми, представлять мнения собеседника без искажения, передавать колорит своего героя – это одни из ключевых вопросов современной журналистики.
Таким образом, анализ специфики видов и особенностей интервью на радио позволяет обобщить следующее.
Интервью принято рассматривать в двух основных контекстах: как метод сбора информации и как жанр журналистского творчества. Интервью представляет собой жанр журналистики, заключающийся в диалоге интервьюера и интервьюируемого. Основное назначение интервью как жанра заключается в информировании общества о важных событиях, привлечении внимание к актуальным проблемам и вопросам на основе суждений собеседника.
Единый подход к классификации интервью в теории журналистики отсутствует. Ученые классифицируют интервью по различным основаниям: по целям (информационное, оперативное, портретное, интервью-расследование и беседа); по признаку и предмету разговора (информативное, экспертное, интервью-знакомство); по форме (интервью-диалог, интервью-монолог, коллективное интервью, интервью-зарисовка, анкета); по типу организации (пресс-конференция, пресс-подход, брифинг, «круглый стол», интервью по телефону, интервью с помощью Интернета).
Специфика радиоинтервью заключается в том, что радиожурналист записывает интервью на диктофон или же сразу передает его в эфир, поэтому у него нет возможности литературно обработать текст, более четко выразить собственные вопросы и ответы собеседника.
Интервью является одним из диалогических жанров публицистики, с помощью которого журналист имеет возможность не просто сообщить аудитории о том или ином событии или проблеме, но и представить мнение интервьюированного об этом. Основу интервью составляет обмен репликами между журналистом и интервьюируемым. Основополагающими признаками интервью как диалогического жанра являются целенаправленность интервью для его распространения в СМИ, публичный характер разговора, значимость фигуры интервьюируемого в обществе, непосредственное общение собеседников, вопросно-ответный комплекс, двуадресность (информирование и воздействие как на участников диалога, так и на читателя/слушателя). Кроме того, важной особенностью интервью как диалогического жанра является представление журналистом своему собеседнику определенного списка вопросов, и выслушивание ответов, которые составят основу интервью. Вопросы, задаваемые журналистом в процессе интервью, подразделяются на закрытые, открытые, зеркальные, риторические, переломные, вопросы для обдумывания.
Практический анализ интервью позволил выделить цели и задачи интервью на современном радио (на примере радиостанций «Вести FM» и «Эхо Москвы»):
– представление образа интервьюируемого через призму отношения журналиста к интервью, мы прослушали два интервью с одним и тем же гостем – экспертом-политологом К.Роговым, однако ведущих было двое. И в двух интервью образ политолога предстал совершенно разный – в первом случае он был не раскрыт, несколько «смазан», во втором случае, интервью было очень содержательным, сам политолог раскрылся полностью благодаря умело созданной ведущей обстановке, и кратким уточняющим вопросам, направляющим политолога к тому или иному направлению разговора или теме. В первом интервью мы наблюдали агрессивную стратегию диалога – с желанием дискутировать, оппонировать, но уж никак не получить полное интервью;
– сопоставительный анализ двух передач: «Формула смысла» и «Особое мнение», идущих в радиоэфире анализируемых радиостанций позволил выделить специфику трансляции интервью в том, что:
1. Радио всегда обращено к аудитории, оно диалогично уже по самой своей природе. Поэтому жанр интервью, диалог, по сути, является одним из самых характерных для радиовещания. С его помощью журналист может решать многие вопросы информирования аудитории, освещать самые разнообразные темы.
2. Трансляция радиоинтервью – это коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Его цель – получение актуальной, интересной информации от компетентного, сведущего человека. Суть этого жанра – чередование вопросов и ответов, которые представляют собой единое смысловое и эмоциональное целое, объединяемое одной темой.
3. Специфика трансляции заключается в том, что журналисты ведущие сразу передают интервью в эфир. Это живой, звучащий разговор. Интервью, передающее живые голоса участников разговора, более документально и более эмоционально. Журналист в нем – посредник между носителем информации и аудиторией, и посредник активный, творческий. Работа над интервью требует от него большой подготовки и профессионального мастерства, особенно если передача идет в прямом эфире.
5. Структурно радиоинтервью состоит из трех частей: небольшого вступления, основной части и заключения. Во вступлении слушатели вводятся в тему, представляется собеседник, при этом важно подчеркнуть, почему журналист обратился именно к этому человеку, ссылаясь на его авторитет и компетентность.
Цель исследования заключается в изучении радиоинтервью как ведущего жанра на современном радио.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!