Психотерапевтическая и коррекционная помощь в детско-родительских конфликтах

Цели и задачи

Цель исследования – теоретически обосновать и исследовать особенности детско-родительских конфликтов.

Введение и актуальность


К этой сфере конфликтного взаимодействия мы также относим понимание родителями потребностей, которые характерны как для дошкольника, а именно потребности в активной игровой деятельности (с измененным содержанием игры), в движении, во внешних впечатлениях, так и для младшего школьника - познавательные потребности, необходимость в признании, оценке, одобрении и контроле действий со стороны взрослых, потребности в общении с учителем, сверстниками, родителями, а также в сохранении здоровья (зрение, осанка и т.п.) и дальнейшего развития организма ребенка.
2. Сфера отношений родителей и детей. Среди условий важных для нормального психического развития личности ребенка особое значение имеет его межличностное общение с родителями. Специфика детско-родительских отношений заключается в их сильной эмоциональной значимости как для ребенка, так и для взрослых.
В наше время на социально-психологическое состояние семьи и характер детско-родительских отношений усилилось влияние ряда негативных тенденций (социально-экономических, демографических, культурно-исторических). Эти факторы приводят к отклонениям во взаимодействии родителей с детьми, порождают непонимание между ними, следствием которых является возникновение конфликтной ситуации. Трудности во взаимоотношениях родителей и младших школьников связанные с изменением статуса «родителей дошкольников» на «родителей школьников», с их психологической неготовностью к новой роли, с противоречиями между возрастными изменениями в развитии ребёнка и постоянным, жестким родительским отношением к нему.
Новая позиция школьника способствует развитию самостоятельности ребенка, что может приводить к несогласованности между требованиями родителей и инициативностью ребенка. Стиль родительского воспитания как совокупность установок родителей, их эмоциональное отношение к ребенку, восприятие ребенка родителями и соответствующие способы обращения с ним является обобщённой характеристикой сферы отношений родителей и детей [7, с. 40].
3. Сфера учебной деятельности ребенка. Для младшего школьного возраста учебная деятельность становится ведущей и ее формирование начинается с момента поступления ребенка в школу. Учебная деятельность - это целенаправленная деятельность учеников, результатом которой является развитие личности, интеллекта, способностей, усвоения знаний, овладение умениями и навыками [8, с. 61].
Обучение является обязательной деятельностью, к которой взрослые относятся с особым уважением. Учебная деятельность как сфера конфликтного взаимодействия родителей и детей младшего школьного возраста проявляется в трудностях адаптации к условиям школьной жизни, низкой успеваемости, психологических проблемах (тревожности, недостаточном развитии познавательных процессов, неадекватной самооценке, неуверенности), неудовлетворительном поведении ребенка в школе, в неумении самостоятельно выполнять домашние задания, несформированности мотивации к обучению и тому подобное. К проблемам, связанным с обучением в школе родители также относят новый режим дня, взаимоотношения с учителем, снижение двигательной активности, увеличение статических нагрузок, повышение интенсивности и экстенсивности умственной деятельности, стрессовые ситуации, овладение новыми видами деятельности, изменение критериев оценки детей.
4. Сфера внеучебной деятельности ребенка. Мир ребенка вне школы начинается дома, где в обычных условиях ребенок может сосредоточиться и сделать уроки, отдохнуть, поиграть, посмотреть телевизор, погулять с домашним любимцем. Это место для восстановления сил потерянных за школьный день. Важным для гармоничного развития младшего школьника является привлечение его к труду. Чаще всего им является самообслуживание. К причинам конфликтов в сфере внеучебной деятельности мы относим: чрезмерное увлечение детьми просмотром телепередачи компьютерными играми, беспокойство родителей, относительно несоблюдения ребенком режима дня, споры детей по самообслуживания и личной гигиены, невыполнение детьми родительских требований, домашних обязанностей, поручений и тому подобное.
5. Сфера индивидуальных черт ребенка. Родители хотят видеть в ребенке прежде всего такие качества как исполнительность, трудолюбие, доброжелательность, послушание, дисциплинированность, самостоятельность, внимательность.
В то же время, родители недовольны проявлениями таких черт характера ребенка как: неусидчивость, безответственность, несамостоятельность, лживость, агрессивность, упрямство, сварливость, лень и тому подобное. В. Максакова, подчеркивает зависимость младшего школьника от взрослого, определяет средства адаптации ребенка, его стиль взаимоотношений с другими. Именно зависимость от взрослого часто делает ребенка беззащитным и бессильным, а при наличии конфликтной ситуации побуждает ребенка к агрессии. Родители при взаимодействии с ребёнком часто выходят из анализа только его неудач, при этом ребенку отводится пассивная роль, так как именно учитель и родители оценивают обучение и поведение и определяют поощрения и наказания, а ребенок вынужден пассивно подчиняться ситуации. В результате он становится безответственным, безынициативным и пассивным.
Итак, основными причинами непонимания родителями психологического возраста ребенка является неучет возрастных потребностей младших школьников, эмоциональных и физических возможностей, несоответствие требований и ожиданий взрослых возможностям и потребностям ребенка, обострение негативных поведенческих проявлений свойственных возрастному кризису. В сфере отношения родителей к детям ведущими факторами конфликтности выступает неподходящий стиль родительского воспитания, расхождение воспитательных позиций родителей, семейные стереотипы поведения, проявления негативных личностных качеств родителей в отношениях с детьми (тревожность, принципиальность, недоверие, строгость, раздражительность) и их проекция на детей, воспитательный микросоциум семьи, зависимость ребенка от родителей, авторитарность во взаимодействии с детьми.
Учебная деятельность как сфера конфликтного взаимодействия родителей и детей обусловлена ​​низкой успеваемостью учеников, несформированностью мотивации обучения, которая сочетается с высоким уровнем притязаний родителей, с заниженной оценкой взрослыми знаний детей, их перегрузкой. Родители не всегда могут помочь ребенку в решении проблем, связанных с адаптацией к школе, общении с учителем, налаживании межличностных отношений со сверстниками. Во внеучебной деятельности конфликтные ситуации связаны с организацией режима дня, досуга, отдыха, самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, выбора кружков, спортивных секций.

Заключение и вывод

Охарактеризовав социально-педагогическую деятельность по конфликтным семьям и основным причинам конфликтов между родителями и детьми, мы пришли к ряду выводов. Социально-педагогические характеристики конфликтов между родителями и детьми заключаются в изучении основных качественных признаков, причин возникновения и последствий этих конфликтов для социально-воспитательного потенциала семьи в целом, социально-психологической ситуации каждого участника конфликтов, социально-педагогической оценке последствий конфликта для каждого члена семьи, семьи в целом.
Целесообразно выделить причины конфликтов во взаимодействии родителей и детей социально-педагогического характера: тип семейных отношений, деструктивность семейного воспитания, возрастные кризисы детей как личностный фактор. Итак, поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим затратам для общества и лиц, участвующих в них. Важным следствием таких конфликтов может служить то, что несмотря на постоянное противостояние норм и ценностей двух поколений, окажется, что в результате сохранятся «лучшие». Такие процессы приводят к постоянному развитию общества, что является одной из составляющих их социально-педагогических характеристик.
Среди основных причин конфликтов между родителями и детьми ученые выделяют: ограничение одним из супругов свободы, активности, действий, самовыражения другого, а также их общих детей; отрицательное поведение членов семьи (алкоголизм, наркомания, токсикомания), наличие противоположных интересов, стремлений, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей; распределение домашних дел; авторитарный, жесткий тип взаимоотношений, которые сложились в семье; наличие сложных материальных проблем, которые практически невозможно решить; авторитарное вмешательство родственников в супружеские отношения и воспитание детей; сексуальная дисгармония партнеров, которая негативно сказывается на психологическом микроклимате семьи.
В целом мы можем отметить, что семейные конфликты - это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Причинами конфликтов между родителями и детьми могут быть как социально-педагогические, так и психологические. На причины конфликтов в семьях влияют факторы микро- и микросреды.
В исследовании установлены причины конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях: несогласованность требований, ожиданий и реальных оценок детского поведения, что проявляется в ограничении свободы действий, противоположности интересов; эффект неадекватности в структуре потребностно-мотивационной сферы личности, который прослеживается в неудовлетворенности актуальных потребностей и, прежде всего, потребностей в самоутверждении и самореализации; личностные проблемы взрослого, неумении организовать позитивное взаимодействие со своим ребенком. Способы поведения родителей экспериментальной группы в отношении детей в конфликтных ситуациях носят преимущественно неконструктивный характер; только 19,7% дошкольников ведут себя в конфликтной ситуации самостоятельно; остальные дети подражают поведению своих родителей, причем девочки чаще подражают матери, а мальчики - отцу. В то же время, есть различия в позициях обоих родителей в отношении детей: для большинства мужчин характерны следующие позиции во взаимоотношениях с детьми, как требовательность, контроль и эмоциональная дистанцированность с ребенком; у матерей чаще проявляется тревожность за ребенка, непоследовательность и нестабильность во взаимоотношениях.
Проведенная экспериментальная работа подтвердила нашу гипотезу об эффективности педагогических условий формирования гармоничных взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста. Так, был организован процесс взаимодействия, который ориентируется на индивидуальность, своеобразие ребенка; содействие педагогов родителям в осознании своих чувств по отношению к детям; организацию воспитателями групповых форм обмена опытом между родителями по их взаимодействию с детьми, целью которых является отбор и закрепление приемлемых форм, используемых для создания эффективных детско-родительских отношений, организацию психолого-педагогического просвещения родителей по проблемам воспитания детей.
Доказана эффективность разработанного коррекционно-педагогического комплекса, в который вошли такие направления работы и педагогические технологии: с детьми - сказкотерапия, игротерапия отношений и методы детской терапии с родителями - индивидуальные консультации по их запросам, общие теоретические консультации, групповые дискуссии, игровое моделирование педагогических ситуаций, решение педагогических задач, анализ опыта воспитания в семье, обсуждения содержания прочитанных книг, тренинг овладение умениями применять адекватные методы взаимодействия с детьми.
Представлена динамика изменений во взаимоотношениях родителей и детей, которая проявляется в повышении уровня рефлексии, способности к самонаблюдению, осознанию своего поведения, в эмоциональной саморегуляции родителей; в лучшем понимании друг друга, меньшей конфликтности, большей открытости между родителями и детьми; сформированности положительных черт характера и эмоционально-регулятивной сферы детей; улучшении взаимоотношений между всеми членами семьи. После тренинга выявлено увеличение положительных реакций родителей с 14,1% на констатирующем эксперименте до 61,8% на контрольном этапе, а также повышение показателей сотрудничества (с 10,1% до 40,0%).
Указанные изменения свидетельствуют о гармонизации взаимоотношений родителей и детей дошкольного возраста.
Проведенное исследование не исчерпывает проблемы формирования гармоничных взаимоотношений родителей и детей старшего дошкольного возраста. Перспективы дальнейшего исследования видим в создании программ пропедевтической работы с родителями, дети которых не посещают детские сады, а также разработке программ, позволяющих обеспечивать преемственность между дошкольным учебным заведением и школой по формированию гармоничных детско-родительских взаимоотношений.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ