Психологические особенности творческой личности

Торренс, в свою очередь, определяет креативность как умение к обостренному восприятию изъянов, недостатков в познаниях, отсутствующих компонентов, дисгармонии, осознание проблем, поиск решений, предположения, сопряженные с недостающим для решения, развитие гипотез, проверка и перепроверка данных гипотез, их модификация, а кроме того, сообщение итогов. Модель креативности Торренса содержит три фактора: беглость, гибкость, оригинальность. В этом подходе критерием считаются свойства и процессы, стимулирующие творческую продуктивность, а далеко не качество итога.
Но возвратимся вновь к истории. Гилфорд впервые внес предложение изучить креативность с поддержкой обычных тестов «карандаш-и-бумага». Одним из подобных тестов был его «Тест Необычного Использования», а кроме того «Тесты творческого мышления» Э. Торренса. В первый раз стало допустимым проведение изучений на обычных людях, сопоставляя их по типичной «креативной» шкале. Но был и отрицательный эффект. Несколько ученых критиковали быстрые тесты «карандаш-и-бумага «как неполные способы замера креативности. Определенные же полагали, то что беглость, гибкость, оригинальность никак не улавливают сути креативности, и что изучение творческих способностей обычных людей не может посодействовать понять натуру исключительных примеров креативности[13].
Первоначально Гилфорд включал в структуру креативности кроме дивергентного мышления умение к преображениям, точность решения и другие непосредственно интеллектуальные характеристики. Тем самым постулировалась положительная взаимосвязь между интеллектом и креативностью. Однако в опытах выявилось, то, что высокоинтеллектуальные испытуемые смогут не выражать творческого поведения при решении тестов, однако не бывает низкоинтеллектуальных креативов. Позднее Е.П.Торренс определил на базе фактического материала модель отношения креативности и интеллекта: при IQ вплоть до 120 баллов интеллект и креативность формируют единый фактор, при IQ больше 120 баллов креативность делается не зависимым от интеллекта условием.
В нашей стране в изучениях, проделанных сотрудниками лаборатории способностей Института психологии РАН, была выявлена феноменальная взаимозависимость: высококреативные личности хуже разрешают задачи на репродуктивное понимание (к ним принадлежат почти все тесты интеллекта), нежели все другие испытуемые. Данное, в частности, дает возможность понять природу множества затруднений, какие ощущают творчески талантливые дети на школьной скамье. Так как, в соответствии с сведениями данного изучения, креативность обратна интеллекту как возможности к универсальной адаптации (творчество антиадаптивно), то на практике появляется эффект неспособности креативов разрешать простые, стандартные интеллектуальные задачи. Таким образом, креативность и общий интеллект считаются способностями, характеризующими течение решения мыслительной задачи, однако играющими различную значимость на разных его стадиях.
В ином подходе к концепции креативности как многоцелевой познавательной творческой возможности Пономарева, креативность изучается как процесс, в котором акцентируются разнообразные фазы, степени и виды творческого мышления:
1 фаза — осмысленная деятельность (организация подсознательного проблеска новейшей мысли);
2 фаза — неосознанная работа (инкубация направляющей идеи);
3 фаза — переход неосознанного в сознание (переход идеи решения в область сознания);
4 фаза — сознательная работа (формирование идеи, её конечное оформление и проверка) [22].
В свойстве «ментальной единицы» замера творчесткости мыслительного акта, «кванта» творчества Пономарев предлагает анализировать разность уровней, преобладающих при постановке и решении задачи (цель всегда решается на наиболее высоком уровне структуры психологического механизма, нежели тот, на коем приобретаются средства к её заключению).
Медник, кроме того, рассматривает креативность как процесс. В соответствии этой концепции креативность считается процессом переконструирования компонентов в новейшие комбинации, в соответствии с поставленной задаче, требованиям ситуации и определенным особым требованиям. Сущность творчества согласно Меднику состоит в возможности преодолевать стереотипы на окончательном периоде мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ