изучение влияния стилей семейного воспитания на личностные особенности детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи

Цель курсовой работы - выявить связь стилей семейного воспитания и особенностей психологического развития ребенка младшего школьного возраста.

Введение и актуальность


Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес педагогов, психологов, - это характер действия родителей, который имеет соей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая его поведение. Другие же родители вмешиваются часто, или поощряя (за поведение, соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое поведение). Иногда родители не намеренно поощряют за неприемлемое поведение и наказывают за принятое поведение в обществе. Одни родители часто жестоко требуют от ребенка выполнения всех поручений, наказывают за малейшую провинность. Другие же наоборот, закрывают глаза и предоставляют ребенку большую свободу. Все это и определяет стили семейного воспитания.
На данный момент эта проблема весьма актуальна, поскольку разные стили родительского воспитания по-разному влияют на формирование и психологическое развитие личности ребенка.
Данная проблема наиболее широко отражена в работах А. Макаренка, В.А. Сухомлинского, А. Варгы, Е. Волковой, В. Ерниязовой и многих других.
Объект исследования: стили семейного воспитания
Предмет исследования: влияние стилей родительского воспитания на формирование личности ребенка младшего школьного возраста.
Цель курсовой работы - выявить связь стилей семейного воспитания и особенностей психологического развития ребенка младшего школьного возраста.
Гипотеза: стили семейного воспитания играют важную роль в психологическом развитии ребенка.
Цель и гипотеза работы предполагает выполнение следующих задач:
1) изучить специфику семьи как воспитательного института;
2) рассмотреть сущность и классификация стилей семейного воспитания;
3) исследовать психологические механизмы влияния родителей на детей;
4) экспериментально проверить особенности влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка и дать практические рекомендации по улучшению стиля родительского воспитания детей.
Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; эмпирические (тестирование, анкетирование).

Заключение и вывод

В данной курсовой работе мы исследовали одну из актуальных проблем современной психолого-социологической науки - влияние стиля воспитания в семье на психологическое здоровье детей. Изучение и анализ ряда литературных источников позволили сделать следующие выводы и обобщения.
Семья - неотъемлемая часть структуры общества, связующее звено между ним и человеком, обеспечивает непрерывность преемственности между поколениями. С одной стороны, семья - замкнутое объединение людей, защищает свой внутренний мир, свои тайны и секреты, противостоит внешнему воздействию. Если лишить семью его внутреннего мира, сделать все, что в ней происходит, открытым для общества, она распадется. Кроме того, семья является открытой для различных процессов общественного развития и это не разрушает ее, а, наоборот, способствует удовлетворению потребности в общении с другими людьми, гарантирует чувство безопасности.
Процесс развития ребенка предусматривает разностороннее познание маленьким человеком окружающей действительности, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, приобщение к национальной и общечеловеческой культуры. Поэтому ведущими факторами в формировании детской личности выступают нравственная атмосфера, царящая в семье, способ внутрисемейной жизни и его стиль. Речь идет о установках, системе ценностей семьи, взаимоотношениях ее членов между собой и отношение к другим, нравственные идеалы, потребности, семейные традиции и тому подобное.
Анализ жизненных реалий свидетельствует, что общая картина ценностных ориентаций взрослых членов семьи характеризуется неустойчивостью. Кризисное состояние экономического и социального развития России обусловил приоритет материального фактора, вызывает целый ряд противоречий в установках семьи, влияет на содержательное наполнение ее функций. Это проявляется потому, что дефицит денежных знаков (действительный или мнимый) или их сверхтяжелый заработок вызывает снижение внимания родителей к привитие детям умений и навыков трудолюбия, формирует пренебрежительное отношение к ценностям труда.
Подводя итог, нужно отметить, что родители считают, что именно они осуществляют основное воспитательное воздействие на детей. Определенное значение, по их мнению, имеет также влияние неформальных объединений и кинопродукции. Влияние книг и школы расценивается ими как незначительное. Также можно предположить, что родители в основном понимают воспитание как целенаправленный процесс воздействия на ребенка (для воспитания необходимо выбрать определенный промежуток времени, соответствующие методы и «воспитывать»). В то же время они недооценивают воспитательное воздействие повседневной жизни семьи, значение собственной бытового поведения, обычного семейного общения, не понимая, что именно повседневный влияние обуславливает выработку у ребенка на неосознанном уровне определенных стереотипов поведения, которые, в свою очередь, определяют не только отдельные привычки и жизненные установки, но и в значительной степени влияют на выработку ребенком модели собственной будущей жизни.
Результаты эмпирического исследования, проведенного в рамках данного исследования, показали, что родители, участвующие в исследовании, в воспитании детей используют 4 стиля: потворствующая гиперпротекция; доминирующая гиперпротекция; гипопротекция; неустойчивый.
Сравнение результатов двух методик («Рисунок семьи» и «Анализ семейных взаимоотношений») показало следующие результаты:
• В случае, если родители используют стиль воспитания «потворствующая гиперпротекция» дети характеризуют семейную обстановку, как благоприятную. Ребенок чувствует себя в такой семье важным членом семьи, ему комфортно находиться дома, у него теплые доброжелательные отношения с родителями, поэтому он считает, что дома благоприятная обстановка.
•В случае использования родителями стиля воспитания «доминирующая гиперпротекция» дети в семье чувствуют тревожность и конфликтность.
•В случае использования родителями стиля воспитания «гипопротекция» дети считают, что их семейная ситуация в целом благоприятная, но незначительно повышен уровень конфликтности.
•В случае, когда у родителей нет устойчивого стиля воспитания, дети характеризуют свою семью как конфликтную.
Результаты исследования показали, что в процентном соотношении вершину занимают семьи, со стилем воспитания потворствующая гиперпротекция, нежели доминирующая гиперпротекция, гипопротекция или неустойчивый стиль воспитания.
Согласно гипотезе, мы видим, что развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье.
Соотнесение результатов методик «АСВ» и «Волшебная страна чувств» показало, что дети, в семье которых главенствует стиль воспитания потворствующая гиперпротекция, выбирают чувства интерес и радость. В семьях со стилем доминирующей гиперпротекцией дети выбирают чувства вины и страха. Дети, в семье которых стиль воспитания гипопротекция выбираю удовольствие и грусть. В семьях с неустойчивым стилем воспитания дети чаще выбирают чувства злости и обиды.
Таким образом, мы выявили закономерность влияния типов семейного воспитания на проявление чувств у детей старшего дошкольного возраста, что подтверждает нашу гипотезу исследования.
В процессе выполнения работы ее цель была достигнута, задачи - решены, в результате проделанной работы гипотеза подтвердилась

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ