Психологические особенности личности с нарушением пищевого поведения.

Цели и задачи

Цель работы: исследовать психологические особенности личности с нарушением пищевого поведения.

Введение и актуальность


Личности с пищевой проблемой зачастую необщительны, откровенны либо ситуативны, при этом склонны к авторитарному стилю поведения, испытывают трудности в интерперсональных контактах из-за боязни и плохого отношения, замкнуты, разочарованы в людях, подчас зависимы от чужого мнения, очень доверчивы, эгоистичны и ориентированы на себя. Но в то же время они менее упорны и настойчивы, не имеют собственного мнения, менее общительны и дружелюбны, а также менее ответственны по отношению к людям.
Необходимо акцентировать внимание и на проявлении указанной категорией лиц тревожного состояния. Определим те качества, которые детерминируют повышение показателей тревожности:
подчиненность и уступчивость;
расслабленность;
низкий уровень мотивации [9].
Стоит обратить внимание на то, что тревожное состояние определяется ориентацией на самооценку собственной личности в сравнении с окружающими. При этом лица с нарушением пищевого поведения характеризуются проявлением межличностной тревожности, поскольку для них является недопустимым наличие негативной оценки со стороны окружающих. Именно страх негативной оценки детерминирует проявление тревожного состояния.
Необходимо выделить роль самооценки и самоотношения в рамках проявления тревожности. Роль самооценки достаточно велика, поскольку уровень ее сформированности во многом определяет направленность развития личности, то есть, чем выше показатель самооценки, тем ниже уровень тревожности.
Адекватная самооценка проявляет способность объективно воспринимать мнение окружающих, при этом полагаясь и на собственное мнение и ощущения. При этом заниженная самооценка не позволяет анализировать позицию окружающих, что как раз и детерминирует особенности проявления тревожности.
Акцентируем внимание и на самотношении. Лица с нарушенным пищевым поведением не всегда объективно себя воспринимают, при этом заниженная самооценка с низким уровнем самопринятия способствуют нарастанию тревожного состояния личности.
Итак, рассматривая психологические особенности личности с нарушением пищевого поведения, определим, что основные проблемы возникают в контексте самооценки, самоотношения, тревожности, адаптации, что выступает в роли аспектов анализа в следующей главе.

Заключение и вывод

Пищевое поведение позиционируется как ценностное и объективное восприятия пищи как источника энергии.
В литературе выделяются следующие виды нарушения пищевого поведения:
экстернальное пищевое поведение - личность рассматривает пищу не с позиции источника энергии, а как определенный культ, образ жизни, то есть важное значение имеют элементы, связанные с приемом пищи (накрытый стол, общий вид блюда и т.д.);
эмоциогенное пищевое поведение - пища выступает в качестве источника снижения реакции на стресс, что приводит личность к проявлению связи стрессового состояния и приема пищи
ограничительное пищевое поведение личность ограничивает потребление пищи.
Причинами, детерминирующими нарушением пищевого поведения, являются:
традиции семьи;
мода;
личностные особенности;
эмоциональное состояние.
Психологические особенности личности с нарушением пищевого поведения характеризуются следующими аспектами:
недостаточная социальная адаптация;
нарушение эмоциональной сферы;
преобладают персональные и патологические мотивы;
низкий уровень волевого самоконтроля, что характеризует их как чувствительных, эмоционально неустойчивых и неуверенных в себе людей;
низкий уровень рефлексивности и активности.
Во второй части работы представлено эмпирическое изучение психологических особенностей личности с нарушением пищевого поведения.
В исследовании приняли участие 20 человек (10 девушек и 10 юношей). Возраст испытуемых от 18 до 22 лет.
Были применены следующие методики:
Опросник «Когнитивно-поведенческие паттерны при нарушениях пищевого поведения».
Цель: определить особенности пищевого поведения.
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.
Цель: определить уровень социальной адаптации.
Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалев).
Цель: определить уровень самооценки.
Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Цель – определение проявления особенностей самоотношения.
5. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).
Цель – определить уровень тревожности.
В процессе проведенного исследования психологических особенностей личности с нарушением пищевого поведения было определено следующее:
Уровень адаптации имеет низкий показатель – 80%. Опрошенные испытываю трудности в контексте приспособления к новым для них условиям.
У опрошенных проявляется объективный уровень самооценки – 60%. Респонденты правильно анализируют свое поведение, объективно воспринимают свою позицию, но данная позиция имеет ситуативный характера.
Основная часть опрошенных имеет низкий показатель уровня глобального самоотношения – 50%; самоуважение у 60 % имеет низкий показатель; уровень аутосимпатии имеет средний показатель, то есть лица с нарушением пищевого поведения не в полной мере проявляют собственную личность, выделяя аспекты, имеющие негативное влияние; самоинтерес имеет средний показатель – 60% - испытуемые не всегда проявляют интерес к своей личности, своим собственным интересам; ожидаемое отношение от окружающих имеет средний показатель – 50% опрошенные, в основном, ждут от окружающих негативное отношение.
Лица с нарушением пищевого поведения проявляют средний показатель тревожности – 60%.
Проведенное исследование позволило реализовать задачи, достигнуть цели исследования, подтвердить гипотезу.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ