Методика работы с рассказом на уроках литературного чтения

Анализ произведения в школе не может проводиться отдельно от смыслового оттенка текста. И, наоборот, изучение смыслового содержания произведения невозможно без анализа языка. Принцип анализа произведения в единстве его формы и содержания наблюдается также и в начальных классах. Понимание того, для чего используется слово в произведении, как оно характеризует предмет, персонаж, дает возможность детям глубже осознать идею произведения [20].
На уроке анализ произведения должен быть общим размышлением учителя и учащихся, что впоследствии станет основой для развития потребности самостоятельно разобраться, проанализировать прочитанное, спросить и рассказать. Смысловой и структурный анализ текста является универсальным, поскольку пробуждает читательский и познавательный интересы младших школьников, что является важным для поиска и открытия нового знания.
В методической науке следует рассматривать ориентирование в фактическом содержании учебного текста, смысловой и структурный анализ текста, диалогическое взаимодействие читателя с текстом как этапы понимания учебных текстов младшими школьниками и исходя из такого подхода определять основные приемы работы над ними. От первичного восприятия прочитанного, ориентирования в его содержании, охвате всех смысловых значимых элементов текста (фактическое содержание, связи, отношения, главная мысль) ученик должен подняться на творческий уровень – диалогического взаимодействия с текстом, формулирования оценочных суждений и тому подобное. Все это, разумеется, происходит далеко не за один учебный год.
Таким образом, в начальных классах тесно взаимосвязаны смысловой и структурный анализ произведения. Работа над темой и идеей произведения, сюжетом и композицией, литературным персонажем, образными средствами языка является составной частью анализа художественного произведения. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие художественного произведения, развивает культуру речи учащихся.
При анализе художественного текста, как на этапе первичного синтеза, так и на вторичном синтезе формируются логические познавательные УУД такие как: анализ, синтез, доказательство, умение представлять цепочки и явления, сравнения, умения выдвигать гипотезы и обосновывать их.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ