Обзор рынка дизельного топлива в РФ

Цели и задачи

Цель работы – исследовать рынок дизельного топлива.

Введение и актуальность


Ключевыми отличиями рынка дизельного топлива от рынка автомобильного бензина являются высокая профицитность его производства и структура потребления. В России дизельного топлива производится в два раза больше, чем необходимо для внутреннего потребления, что обеспечивает высокий уровень экспорта – в среднем 70%.
70% дизельного топлива экспортируется. В дальнейшем российские производители дизельного топлива могут столкнуться с проблемой перепроизводства — экспорт будет сокращаться в связи с вводимыми ограничениями в Европе на использование автомобилей с дизельными двигателями.
На рис.1 приведены данные по направлениям экспорта дизельного топлива по данным Аналитического центра при Правительстве РФ[19].

Рис.1. Экспорт нефти (слева) и нефтепродуктов (справа) из России по направлениям в 2017 и 2018 гг. (млн. т)
Экспорт нефтепродуктов в страны Европы в январе−октябре 2018 г.увеличился на 5% относительно января−октября 2017 г., тогда как в страны АТР он снизился на 5%, а в страны ближнего зарубежья — на 13%[19]. По странам данные отсутствуют в доступной статистике.
Отечественные НПЗ сокращают выработку дизельного топлива в связи с превышением разрешенных норм уровня оксида азота и все более укрепляющимся трендом на более экологичные электромобили и гибриды. Германия, Франция и другие европейские страны все более склоняются к сокращению или даже запрету эксплуатации автомобилей с дизельными двигателями.
Это сигнал к оценке эффективности и направления будущих инвестиций, предусмотренных, в том числе параметрами налогового маневра, а именно норм направления денежных средств на модернизацию НПЗ, в частности для получения возвратного акциза.
Помимо соглашений с крупными нефтяными компаниями — собственниками НПЗ, Минэнерго РФ заключило новые соглашения с 9 независимыми НПЗ о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1725 «О соглашениях о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей», вступившим в силу с 1 января 2019г.): АО «Нефтехимсервис»;
ОАО «Новошахтинский НПЗ»;
ООО «Афипский НПЗ»;
АО «ТАНЕКО»;
ПАО «Орскнефтеоргсинтез»;
АО «Антипинский НПЗ»;
ООО «Марийский НПЗ»;
ООО «Ильский НПЗ»;
ООО «Славянск ЭКО» [10].
Поскольку возможности для поставок российского дизельного топлива на внешний рынок сократятся, перераспределение производственной корзины топлив (а именно наращивание производства бензинов) является важным направлением для удержания производственного потенциала нефтепереработки в России.
Факторы, влияющие на спрос на дизельное топливо:
- экологическая политика в России и мире, изменения экологических норм. При ужесточении норм выбросов углекислого газа возрастут требования к качеству топлива;
- количество транспортных средств, работающих на дизельном топливе и динамика их роста. Наметилась тенденция к росту автомобильного парка электромобилей, что влияет на снижение производства дизельного личного автотранспорта;
- налогообложение отрасли. Уровень налогообложения определяет выгодность производства;
- мощность НПЗ. Достаточность мощности НПЗ определяет уровень производства.

Заключение и вывод

Дизельное топливо испытывает значительный спрос со стороны различных секторов, в частности автомобильной и транспортной. На мировом рынке наблюдается интересная динамика роста, обусловленная широким спектром факторов. Ценообразование на топливо, технологические достижения в автомобильной промышленности, государственное регулирование и региональная демография являются решающими факторами, влияющими на изменения на рынке. Рынок дизельного топлива в ведущих промышленно развитых регионах, таких как США, Канада, Европа, Япония и Австралия, может стать свидетелем замедления из-за принятия в некоторых секторах альтернативы топливу на природном газе. Однако, поскольку развивающиеся страны в процессе индустриализации ведут интенсивную деятельность по добыче нефти, они в основном увеличивают свой экономический рост. Значительный спрос на развивающихся рынках будет компенсировать небольшой спад спроса в странах с развитой экономикой. 
Причины снижения спроса в Европе и США сильно различаются. В США основную часть спроса составляют коммерческие перевозки, тогда как в Европе дизельное топливо является основным топливом в более чем половине парка легковых автомобилей, и, следовательно, спрос на дизельное топливо в основном исходит от частных транспортных средств. Следовательно, строгие правила, касающиеся стандартов топливной эффективности, как ожидается, будут в некоторой степени сдерживать рост рынка дизельного топлива в Европе.  
В России дизельное топливо производится крупнейшими ВИНК на собственных НПЗ. 30% топлива поставляется на внутренний рынок и 70% на экспорт. При установлении цен на топливо учитываются факторы цен на нефть, курс валют, налоги и акцизы. В последнее время наблюдался неконтролируемый рост цен на внутреннем рынке и Правительство было вынуждено принять закон об ограничении. Механизм, который предлагает правительство, позволяет при любой цене на нефть обеспечить, чтобы цены на топливо не росли выше инфляции.
В перспективе основный сбыт дизельного топлива будет производиться на внутреннем рынке и в страны АТР. США и ЕС снизят потребление по причине электрификации транспорта. ЧТО-ТО ОБ ЭТОМ НИ СЛОВА В РАБОТЕ НЕТ Есть это в работе- про мировой рынок и в п. по рынок РФ

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ