Психологическая коррекция расстройств поведения и эмоций в детском и подростковом возрастах

Важным звеном психологической коррекции расстройств поведения и эмоций детей и подростков является специалист. Его задача состоит в выборе уместной и оптимальной стратегии поведения. Речь не идет о какой-то конкретной стратегии, специалист должен уметь эффективно пользоваться каждой из них, но при этом использовать их осознанно и анализировать каждое свое действие. Достижение компромисса, в котором будут учтены реальные потребности детей и подростков, – это самый эффективный способ коррекции расстройств поведения и эмоций детей и подростков [18].
А.А. Реан отмечает, что в коррекционной работе: «необходимо учитывать следующие внутренние факторы, оказывающие влияние на специфику и степень выраженности такого поведения: содержание когнитивной, эмоциональной и мотивационной сферы» [27, с. 306].
Автор считает, что по сравнению с другими подходами к коррекции поведенческий подход имеет ряд преимуществ: его концептуальная четкость и относительная простота методов, непосредственная нацеленность на поведенческие изменения, выраженный практический характер.
При работе с детьми чаще всего специалист прибегает к использованию следующих методов работы:
Сказкотерапия — данный метод связан с тем, что в сказах отражается необходимый смысл, который проще всего донести до детей в процессе работы. При прочтении сказок дети улавливают необходимые моменты, которые выражаются в представленных в ней притчах, легендах и т.д. [19].
Также в рамках сюжетной линии можно акцентировать внимание и на особенностях взаимодействия героев, где необходимо проводить анализ их поведения с целью формирования необходимых представлений у детей.
2. Библиотерапия. Представляет собой метод воздействия на ребенка посредством книг. В рамках использования представленного метода происходит подбор необходимой литературы, способствующей преодолению сложившейся негативной ситуации.
3.Кинотерапия – это одна из форм групповой работы, которая является средством развития личности ребенка. Кинотерапия – это своеобразный тренажер, позволяющий безопасно наращивать практический опыт в решении проблем и развивать какие – либо сферы личности [25].
Выделим также следующие методы психологической коррекции поведения и эмоций подростков:
Беседа позиционируется как работа с клиентом, при которой специалист имеет непосредственный контакт с ним. В процессе беседы участвует не более двух человек. Основная цель реализации беседы – оказать помощь клиенту, способствовать тому, чтобы он самостоятельно осознал все необходимые моменты, связанные с решением проблемных моментов [19].
Групповая работа. Преимущество групповой работы по сравнению с индивидуальной заключается в том, что специалист может одновременно работать с группой детей или подростков, где существует проблема, при этом полностью контролировать процесс работы, чтобы не пропустить наиболее важные моменты, необходимые для оказания профессиональной помощи.
Стоит обратить внимание на метод групповой дискуссии. Данный метод относится к одному из базовых, способствующих освоению общения между детьми и подростками. Именно дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому–либо вопросу и в результате обмена или подвести к всестороннему видению предмета. Она развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного.
Метод упражнений – метод работы направленный на усовершенствование и развитие установок, навыков и знаний межличностного общения.
Итак, применение психологической коррекции расстройств поведения и эмоций детей и подростков отражает специфику выстраивания отношения с детьми и подростками в аспекте применения определенных методов и подходов к работе.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ