исследование особенностей профессиональной мотивации молодых специалистов социальной сфера

Цели и задачи

Цель работы – исследование особенностей профессиональной мотивации молодых специалистов социальной сфера.

Введение и актуальность


Малообеспеченным студентам хуже удается совмещать учебу и работу, чем студентам из высокообеспеченнных семей. Так, вполне успешно соединяют работу с учебой 27,0% студентов из низкообеспеченных семей, 31,8% среднеобеспеченных и 45,5% высокообеспеченных студентов. Проблематику совпадения специальности и рабочей направленности так же подтверждает следующее исследование.
По результатам исследования, проведенного Д.Л.Константиновским, Г.А.Чередниченко и Е.Д.Вознесенской, не все студенты заняты в сферах, близких к их будущей профессии. Так, у 44,3% работающих студентов профиль работы совпадает с приобретаемой специальностью, тогда как у 55,7% не совпадает с учебной специализацией.
Авторы исследования предполагают, что это связано со спецификой самих специальностей. Согласно их мнению, «совершенно не совпадает со специальностью обучения работа студентов, приобретающих профессии в сферах внешней политики, международных экономических связей и права. Высок процент подобного несовпадения у тех, кто специализируется в естественных науках, в физике и математике, в экономике и финансах. И напротив, те студенты, чья учеба связана с применением иностранного языка, с медициной, с рекламной деятельностью и маркетингом, социальной работой, отмечают очень высокую степень совпадения содержания своего труда во вторичной занятости и усваиваемой в вузе специальности» .
Согласно исследованию И.Г. Малинского, проведенного на региональном рынке труда г. Саратова, более половины студентов (53,1%) трудятся по специальности или «близкой к ней», это, в частности, относится и к сфере социальной работы. Студенты выходят на рынок труда, начиная с первого курса. И в среднем за всю свою учебную деятельность нарабатывают общий стаж работы, равный 4 годам. 34,2% студентов, которые работают по специальности, имеют общий стаж работы 1–2 года; 26,8% – 3–4 года общего стажа; 19,5% – 5–6 лет и столько же (19,5%) студентов имеют общий стаж работы более 7 лет. 39,0% студентов указали, что стаж работы на последнем рабочем месте составил от 6 месяцев до 1 года; столько же (39,0%) респондентов ответили «от 2 до 3 лет» и 21,9% респондентов ответили «от 4 до 5 лет». Основным побудителем вступления на рынок труда у студентов является материальная заинтересованность.
Исследование М.А.Вороны показало, что существуют две группы поведенческих стратегий среди молодых специалистов. Первая стратегия – это «работа – деньги», такую работу выбирают те, кто живут в общежитии на стипендию и небольшие суммы, в основном они работают промоутерами, курьерами, разнорабочими и т.д.; вторая - «работа – опыт», в данной группе оплата за труд стоит на втором месте, на первый же план выходит опыт работы. В частности, в социальной сфере молодые специалисты в начале профессионального пути работают помощниками специалистов, помогают работать с пенсионерами, инвалидами, малоимущими семьями и т.д.
В качестве важных условий эффективности деятельности специалиста социальной работы ученые выделяют его психическое здоровье и адекватную мотивацию деятельности. На данный момент в исследованиях мотивации профессиональной деятельности социального работника большое внимание уделяется анализу мотивов прихода специалистов в сферу социальной работы. Например, в работе Ю.Р. Вишневского делается акцент на определение соответствия избираемой индивидом профессии социального работника интересам человека, общества и конкретных групп населения; также способствует определению той сферы трудовой деятельности, в которой могут в максимальной мере выявиться и раскрыться способности и дарования личности специалиста; обеспечивает условия формирования и проявления профессионального призвания в избранной сфере деятельности.
Мотивация – один из важнейших факторов эффективности деятельности социального работника. Как отмечает Е.В. Зимина, профессиональная мотивация социальных работников, прежде всего, должна характеризоваться отсутствием компенсаторного характера и быть высокой по шкалам аффилиации. Однако с повышением длительности стажа специалиста данной сферы может снижаться удовлетворенность работой и изменяться характер профессиональной мотивации. Это обстоятельство объясняется трудными психологическими и эмоциональными условиями работы. Следовательно, большое внимание необходимо уделять и особенностям личностной мотивации специалиста социальной работы, обуславливающим, как и эффективность, и успешность выполняемой им деятельности, так и его личностную и эмоциональную психическую гармоничность и адекватность.
Таким образом, профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает специалист социальной работы в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на психическое и физическое здоровье социального работника. В ряде исследований социальная работа отнесена к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. В свою очередь, это обстоятельство накладывает значительный отпечаток на формирование профессиональной мотивации специалистов данной сферы.

Заключение и вывод

В силу объективных демографических и социально-экономических процессов в разных регионах России за нижнюю границу «юношеско-молодежного» возраста обычно принимается 14-15 лет, за верхнюю – 29-30 лет.
Основным компонентом социальной ситуации развития в период молодости является определение своего места в жизни, так как в юношеско-молодом возрасте необходимо так или иначе решить проблему своего будущего.
В качестве важных условий эффективности деятельности специалиста социальной работы ученые выделяют его психическое здоровье и адекватную мотивацию деятельности. Профессиональная мотивация социальных работников, прежде всего, должна характеризоваться отсутствием компенсаторного характера и быть высокой по шкалам аффилиации.
Мотивация выбора профессии у специалистов социальной работы обусловлена не материальными аспектами. Молодые специалисты руководствуются в большинстве своем такими моментами, как «возможность общения с людьми» и «возможность помогать другим».
Исследование особенностей профессиональной мотивации приводилось среди молодых специалистов социальной сферы. Для этого была составлена анкета. В результате исследовании было выяснено, что к наиболее важным понятиям в жизни молодых специалистов относятся семья, деньги и работа. Подобные составляющие определяются молодым возрастом респондентов и желанием дальнейшего карьерного роста и развития как специалиста в сфере социальной работы. Больше всего молодых специалистов волнуют социальные проблемы.
Наиболее значимые мотивы для респондентов – это интерес к профессии и желание помогать людям. Кроме этого, большинство респондентов считают, что специалисты социальной работы востребованы на рынке труда, данная профессия позволяет легко устроиться на работу.
Работа в социальной сфере представляется для опрошенных специалистов деятельностью, нужной обществу и в то же время позволяющей развиваться в личностном плане.
Большинство респондентов заинтересованы в профессии и планируют работать дальше в социальной сфере.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ