В.А.Фаворский о законах композиции в графике.

Цели и задачи

Целью курсовой работы является изучение и систематизирование основ законов композиции в графике в трудах В.

Введение и актуальность


В иллюстрациях Фаворского авторская трактовка «золотого слова» Святослава нашла полное художественного выражение в суровых, задумчивых, встревоженных и одновременно — мужественных лицах самого Святослава и окружающих его бояр и воинов. При этом отчетливо передана общая атмосфера готовности выступить на защиту родины. Об этом свидетельствуют динамичные, решительные фигуры воинов, одетых в кольчуги и держащих в руках сабли. Таким образом, благодаря картинам Фаворского «Слово о полку Игореве» получило яркую художественную интерпретацию всех его наиболее существенных частей и образов.
Центральным в иллюстрациях В.А. Фаворского стали «ключевые» картины «Слова о полку Игореве» Особого внимания заслуживают мелкие картинки на полях и буквицы, соединяющие всю книгу в одну песню. В своей книге «Рассказы художника — гравера» В.А. Фаворский посвятил работе над «Словом» главу — «Как я иллюстрировал «Слово о полку Игореве».
«Книга всегда начинается титулом – это первая страница, на которой пишется все, что касается книги, – автор, название, издательство и год. На ней может быть и изображение. Напротив этой страницы помещается картинка, которая по своему содержанию относится ко всей книге. Я поместил тут автора «Слова». Он воин, он в кольчуге, но он с гуслями; он пел песни и играл на гуслях воинам и князьям русским, а сейчас говорит им о народной беде, о том, что делают половцы, о пожарах и о бедных женщинах, оплакивающих своих близких, и указывает в сторону этих женщин на титуле, там, кроме того, оружие, и знамя, и летящие соколы – соколами называют храбрых и смелых людей».
Фаворский никогда не довольствовался созданием иллюстраций, графических картин, отделенных от страниц текста. Он был всегда большим художником книги. Своим творчеством он утверждает представление о книге как о художественном целом. Он возобновляет этим лучшие традиции первопечатной книги эпохи Возрождения и средневековых лицевых рукописей.
Принимаясь за иллюстрации, Фаворский обычно исходит из макета задуманной книги. В нем предусматривается ее формат, и ширина полей, обложка и титул, инициалы и заставки, порядок расположения иллюстраций и орнаментов в тексте. Понимание книги как художественного целого усложнило труд художника, но и обогатило его язык. Элементы книги вступили в многообразные взаимоотношения друг с другом. Небольшая по размеру книга может приобрести значение монументального произведения.
Буква у Фаворского служит не только отвлеченным знаком. В качестве элемента оформления книги она обладает известным объемом, воздействует как пятно и вносит элемент движения (по признанию самого художника, в некоторых случаях арабески букв служили ему отправной точкой при создании фигурных композиций).
Исключительно богатое соотношение шрифта и изображений можно видеть на титульном развороте «Рассказов о животных» (илл.) Толстого. Толстой идет в том же направлении, в каком бегут строчки текста и опередившие его зайцы. Навстречу ему летят птицы, ласточки над головой, голуби, и кажется — вслед за ними, как солнечный диск, катится буква «О». Композиция двух страниц разворота построена на тонко рассчитанном равновесии двух встречных движений. И какой глубокий смысл приобретает прогулка великого старца: он кажется озаренным светом, воздухом, небом с его пернатым населением.
Работа Фаворского как художника книги помогла ему преодолеть традиционное подчинение изображения каждого предмета картины единой точке схода. Отказ от иллюзорного правдоподобия позволил художнику включать в каждое свое произведение широкий круг явлений и вскрывать их внутренние связи. Это было вызвано не произволом художника, а его потребностью глубже проникнуть в понимание вещей, обогатить искусство новыми изобразительными средствами.
Фаворского никогда не покидает чуткость к тем драгоценным для каждого подлинного художника моментам, когда смысл явления раскрывается в его внешнем облике. Художник жадно ловил в жизни «пластические мотивы», которые легче всего поддаются передаче в искусстве.
Его ранняя гравюра — фронтиспис «Книги Руфь» (Ил.4.) — этому наглядный пример. Женщина Руфь рядом с деревом вырастает до значения символа прародительницы иудейских царей. Дерево — древо жизни, генеалогическое древо. На невысоком холме оно высится, как на постаменте. Вершина его заплетена, как сноп, — намек на труд Руфи-жницы. Часть кроны срезана, здесь видны прожилки доски, заштрихованной художником. Гравюра эта — картина-символ и вместе с тем нечто сотворенное рукой гравера.
В поздних работах Фаворский ближе к обычному типу гравюры-картины. Но сколько бы художник ни увлекался передачей мельчайших подробностей, главная сила его искусства — в пластических мотивах, лежащих в основе каждой его работы. Они радуют как счастливые находки, убеждают, как непреложный закон. Они придают осязательность тому, что может пригрезиться только во сне и, наоборот, делают похожим на чудесное сновидение то, что на первый взгляд кажется списанным с натуры.
Фаворский умело использует широкий спектр художественных средств: композицию, пластику, пространство, силуэт, линию, игру света и тени. В совершенстве владея этими приемами, он в каждой отдельном композиции прибегает к тем средствам, которые наиболее выразительны для решения той или иной задачи.
В современном искусстве, которое сдает свои изобразительные позиции, Фаворский занимает особое место. Ради передачи общей мысли он никогда не жертвует точностью формы, четкостью деталей. Ради проявления конструкции предметов не использует схематизацию или разложение образа на отдельные элементы. Яркостью и остротой своего видения Фаворский относится больше к художникам раннего Возрождения. Но наивно-поэтическое восприятие мира уравновешивается у него сознательным, логичным и взвешенным его пониманием.
Изучив вклад художника в искусство книжной иллюстрации, можно сделать следующий вывод - для полотен Фаворского характерно органическое сочетание психологизма, философского осмысления, эпического и лирического начал, исторической верности фактов. А это означает, что его творческий подход и теоретическое обоснование законов композиции в графике крайне актуально и в наше время, и заслуживает особого внимания.

Заключение и вывод


Так как основой любого художественного произведения является композиция, любому деятелю сферы искусства необходимо знать ее основные законы. Большой вклад в практику и теорию композиции внес российский и советский график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, профессор Владимир Андреевич Фаворский. Темой данной курсовой работы является теоритические основы законов композиции в графике в трудах В.А. Фаворского.
Актуальность данного исследования состояла в необходимости изучения основ законов композиции в графике профессора Владимира Андреевича Фаворского, для того, чтобы строить художественное произведение осознанно, ярко выражая его смысл и содержание при помощи законов композиции.
Непосредственно стоит заметить, что художник резко выступал против упрощенного понимания сущности композиции. Он считал ошибкой воспринимать композицию, как способ выражения вкуса и совести автора. И в корне неверным мнение о том, что композиция может быть хитростью, не связанной с остальным изображением, которая не поддается объективной оценке.
Целью курсовой работы является изучение и систематизирование основ законов композиции в графике в трудах В.А. Фаворского.
В процессе исследования были выполнены следующие задачи, поставленные при написании курсовой работы:
- исследован теоретический подход В.А. Фаворского к законам композиции в графике;
- изучена графика В.А. Фаворского как классика книжной иллюстрации;
- систематизирована система приемов В.А. Фаворского для передачи действия, длящегося во времени;
- рассмотрена биография художника и его вклад в искусство.
Методы исследования, который были использованы при проведении данного исследования - теоретический анализ и обобщение научной литературы, а также статей, написанных В.А. Фаворским, систематизация выявленной информации.
Таким образом, можно сделать вывод о практической значимости исследования, так как знание законов композиции крайне актуально для художников и дизайнеров во все времена.
Подводя итог проведенному исследованию, можно резюмировать - творческий подход и теоретическое обоснование законов композиции в графике полотен Фаворского, безусловно, заслуживает самого пристального внимания всех тех, кто намерен продолжить свою деятельность в творческой сфере изобразительного искусства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ