Психокоррекция эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста средствами игротерапии

В тревожно-фобических нарушениях в младшем школьном возрасте ключевой эмоцией является страх, который включается или сопровождается тревожными состояниями, имеет различные виды и формы проявления (К. Изард, А.М. Прихожан и др.). В личностном и поведенческом аспекте тревожно-фобические нарушения могут быть представлены следующими характеристиками детей. Тревожнофобические дети — это дети излишне пугливые, чрезмерновпечатлительные, эмоционально-заторможенные, с многочисленными или беспричинными страхами, с острой или постоянной тревогой, с негативными формами зависимости; с повышенной чувствительностью к эмоциональному самочувствию другого человека; с потребностью в постоянной помощи, поддержке, которая актуализируется чувством неуверенности беспомощностью, невозможностью справиться с ситуацией [42, С.156-158].
Агрессивные нарушения могут иметь в основе открытую или скрытую форму тревожности, которая выражена различной агрессией, сопровождается гневом, раздражением, чувством вины. У таких детей также ярко выражено чувство опасности, и агрессивным поведением они защищают свою личность. Агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия может быть различного вида (физическая; вербальная; прямая; косвенная; активная; пассивная; инструментальная; реактивная; проактивную; направленная на других или на себя и др.) [10, с. 26].
Агрессивные нарушения — устойчивый набор антисоциальных действий, отличающейся деструктивностью или вредоносностью по отношению к окружающему миру, который представляется источником неопределённой опасности [10, с. 27].
Тревожно-фобические и агрессивные нарушения могут быть осознанными и неосознанными; острыми, интенсивными, которые проявляются внешне и сам ребёнок с ним справиться не может; компенсируемыми, где самостоятельно вырабатывается механизм регуляции и культивируемыми, где нарушения принимаются личностью за ценное качество. Такие дети часто болеют, у них может наблюдаться различная психосоматика, а также невротические расстройства.
Таким образом, проанализировав определения эмоции (Дубровиной И.В., Петровского А.В., Немова Р.С.), можно выделить некоторые существенные признаки, которые отличают все эти авторы: непосредственные, временные переживания, душевное волнение, душевное движение, состояние наслаждения, восхищения, чувства удовольствия и неудовольствия и прочее, характерные для каждого человека [20, с. 58]. Поскольку любая эмоция положительная или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а, отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Эмоциональные нарушения у детей включают: негативные эмоциональные состояния, тревогу, страх, гнев, злость, агрессивность [20, с. 58].

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ