Педагогические условия использования метода моделирования на уроках окружающего мира в 3 классе

Цели и задачи

Цель исследования: изучить использование метода моделирования на уроках окружающего мира в третьем классе при формировании знаний взаимосвязей в природе.

Введение и актуальность


При применении выше перечисленных методов и форм у школьников будут развиваться следующие познавательные учебные действия: умение извлекать информацию, представленную в разной форме и разных источников; описание, сравнение, классифицирование природных и социальных объектов на основе их внешних признаков; установка причинно-следственных связей и зависимостей между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; умение использовать готовые модели для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания и т.д.
Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того либо иного объекта. В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребёнка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям. Предмет «Окружающий мир» позволяет широко применять метод моделирования при его изучении. Более того, некоторые темы предполагают освоение учебного материала именно на основе этого метода.

Заключение и вывод

Подводя итоги работы отметим, что сегодня в учебном процессе основная задача учителя начальной школы заключается в том, чтобы учащиеся освоили учебный материал с максимальной легкостью и как можно прочнее.
Одной из главных задач современного обучения является формирование творческой и познавательной активности учащихся, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей школьника.
Процесс развития личности младшего школьника напрямую зависит от качества образования в конкретном учебном заведении, от эффективности деятельности администрации школы, всего педагогического коллектива и каждого учителя. Всестороннее развитие учащихся остается одной из важнейших задач современной российской школы, что подтверждается основными положениями ныне действующего Закона РФ «Об образовании».
Обучение школьников не может ограничиться решением задач формирования чтения, письма, счета. Среди дисциплин, которые изучают дети, есть предмет, позволяющий им творить, свободно обсуждать различные проблемы, проявлять любознательность, спорить. Эту роль выполняет предмет окружающий мир.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного школьника. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Использование информационных ресурсов на уроках предмета «Окружающего мир» позволяет развивать умение учащихся правильно ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться полученной информацией с помощью современных технологических средств.
Таким образом, цель курсовой работы: изучить использование метода моделирования на уроках окружающего мира в третьем классе при формировании знаний взаимосвязей в природе – достигнута.
Гипотеза исследования: если учитель использует метод моделирования на уроках окружающего мира, то это будет способствовать сформированности взаимосвязей в природе у третьеклассников – подтверждена.
Задачи исследования: изучить литературу по проблеме использования метода моделирования на уроках окружающего мира; исследовать сформированность взаимосвязей в природе у третьеклассников; подготовить и провести уроки окружающего мира в 3 классе по программе «Школа 2100» с использованием метода моделирования с целью изучения взаимосвязей в природе – решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ