Прогнозирование, стратегическое планирование и программирование развития энергосырьевого сектора.
Цели и задачи
Целью исследования является изучение прогнозирования, стратегического планирования и программирования развития отрасли.
Введение и актуальность
Системно-структурный анализ объекта прогнозирования является обязательным этапом, исходным моментом всего процесса разработки прогноза. Он начинается с описания прогнозируемой системы. В процессе описания должны быть выделены основные объекты окружающей среды, взаимодействующие с прогнозируемой системой, внешние и внутренние (прямые и обратные) связи. Внешней средой служит сфера потребления продукции отрасли и совокупность отраслей-поставщиков.
Инструментом системно-структурного анализа системы с ее внешними и внутренними связями служат граф-модели или блок-схемы системы. Например, метод «дерева целей и задач» позволяет наглядно продемонстрировать иерархическое деление общих целей, задач развития системы на конкретные подцели и задачи с определением мероприятий, способствующих их решению.
К статистическим методам относится группа методов, основанных на математическом анализе упорядоченной статистической информации. Это экстраполяция, многофакторные корреляционные и регрессионные зависимости, производственные функции и т.д.
Метод экстраполяции в общем виде сводится к расчету параметров развития процессов и явлений (технического прогресса, определения потребности в изделиях отрасли, развития производства) на основе математического анализа тенденции и темпов их динамики за предшествующие периоды с последующим логическим продолжением (экстраполяцией) этих параметров на прогнозируемый период развития.
Широко используется графическое экстраполирование, преимущества которого заключаются в надежности и малой трудоемкости. Метод экстраполяции по огибающей кривой, суть которого заключается в том, что рассчитанную фактическую тенденцию развития в виде огибающей кривой продлевают на будущее, можно рекомендовать при прогнозировании отдельных показателей научно-технического прогресса (роста числа публикаций, роста числа новых видов изделий, оценки величин параметров и др.).
Применение методов экстраполяции требует творческого подхода, логического анализа полученных результатов, учета факторов, отражающих сущность исследуемых процессов и явлений. Большое значение для повышения надежности и точности экстраполяции имеет качество гипотезы будущих изменений прогнозируемой системы.
В большей степени роль гипотезы в принятии правильного решения проявляется в использовании метода экспертных оценок.
Метод экспертных оценок представляет собой процедуру формирования объективного мнения о качественных и количественных характеристиках объекта прогнозирования путем обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов. Качество экспертной оценки, ее надежность и обоснованность в решающей степени зависят от выбранной методики сбора и обработки индивидуальных экспертных заключений, которая включает в себя:
· выбор состава экспертов и оценку их компетентности;
· составление анкет для опроса экспертов;
· получение экспертных заключений;
· оценку согласованности мнений экспертов;
· оценку достоверности результатов;
· программу для обработки экспертных заключений.
Решение таких сложных задач, как прогнозирование развития новых направлений техники, служащее основой для определения перспективной потребности, вызывает необходимость постоянного совершенствования методов получения экспертных оценок, а также сочетания их с другими методами.
Выбор того или иного метода прогнозирования производится с учетом цели исследования, особенностей объекта, прогноза возможностей информационного обеспечения, ресурсов времени, требований точности, величины периода прогнозирования и степени освоенности данного метода. Как правило, в отраслевом прогнозировании применяется комбинация методов. Наиболее широкое распространение в практике прогнозирования развития промышленности получили три метода: экстраполяционный, экспертных оценок и экономико-математическое моделирование, а также их сочетание с другими методами.
Заключение и вывод
Таким образом, главными векторами перспективного развития отраслей топливно-энергетического комплекса, предусмотренными Энергетической стратегией России на период до 2020 года, являются:
переход на путь инновационного и энергоэффективного развития;
изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов;
создание конкурентной рыночной среды;
интеграция в мировую энергетическую систему.
Одним из главных приоритетов является развитие рыночной инфраструктуры энергетики (рыночные механизмы, институты открытой торговли энергоресурсами, инфраструктура их транспорта). Особое значение придается программе повышения цен на газ и механизмам минимизации негативных социально-экономических последствий общего роста цен на энергоресурсы. Поддержка и стимулирование стратегических инициатив в энергетике являются основой для реализации крупных энергетических проектов в будущем.
Большинство представленных в Энергетической стратегии России на период до 2020 года направлений реализуются на практике, при этом задействованы все предусмотренные ею механизмы государственной энергетической политики. В частности, осуществлена реформа электроэнергетики, происходят либерализация рынка электроэнергии и реформа атомной энергетики, созданы более благоприятные налоговые условия в нефтегазовом комплексе, стимулируется развитие нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, развивается биржевая торговля энергоресурсами, устраняются избыточные административные барьеры в деятельности энергетических компаний. Активно реализуются инфраструктурные проекты, являющиеся основой развития отечественной энергетики.
Вместе с тем пока не в полной мере обеспечивается достижение запланированных Энергетической стратегией России на период до 2020 года итоговых качественных результатов первого этапа ее реализации, а именно - создания базы для устойчивого поступательного развития энергетического сектора, включающей:
формирование целостной и апробированной нормативно-законодательной базы, создание энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли;
завершение преобразований, выводящих смежные секторы экономики на новый уровень энергоэффективности;
переход от лидирующей роли топливно-энергетического комплекса в экономике страны к естественной функции эффективного и стабильного поставщика топливно-энергетических ресурсов для нужд экономики и населения.
С учетом принципа преемственности необходимо обеспечить достижение этих качественных ориентиров в рамках Стратегии.
За время, прошедшее с начала реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, российский энергетический сектор развивался преимущественно в рамках основных прогнозных тенденций, предусмотренных указанным документом, несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от их значений, прогнозировавшихся в 2003 году.
Так, при росте мировых цен на нефть с 27 долларов США за баррель в 2000 году до 94 долларов США в 2008 году и почти 4-кратном превышении последним показателем прогнозных оценок Энергетической стратегии России на период до 2020 года фактический объем экспорта топливно-энергетических ресурсов за тот же период вырос в 1,6 раза при отклонении от прогнозов экспорта по Энергетической стратегии России на период до 2020 года на 9,6 процента.
переход на путь инновационного и энергоэффективного развития;
изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов;
создание конкурентной рыночной среды;
интеграция в мировую энергетическую систему.
Одним из главных приоритетов является развитие рыночной инфраструктуры энергетики (рыночные механизмы, институты открытой торговли энергоресурсами, инфраструктура их транспорта). Особое значение придается программе повышения цен на газ и механизмам минимизации негативных социально-экономических последствий общего роста цен на энергоресурсы. Поддержка и стимулирование стратегических инициатив в энергетике являются основой для реализации крупных энергетических проектов в будущем.
Большинство представленных в Энергетической стратегии России на период до 2020 года направлений реализуются на практике, при этом задействованы все предусмотренные ею механизмы государственной энергетической политики. В частности, осуществлена реформа электроэнергетики, происходят либерализация рынка электроэнергии и реформа атомной энергетики, созданы более благоприятные налоговые условия в нефтегазовом комплексе, стимулируется развитие нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, развивается биржевая торговля энергоресурсами, устраняются избыточные административные барьеры в деятельности энергетических компаний. Активно реализуются инфраструктурные проекты, являющиеся основой развития отечественной энергетики.
Вместе с тем пока не в полной мере обеспечивается достижение запланированных Энергетической стратегией России на период до 2020 года итоговых качественных результатов первого этапа ее реализации, а именно - создания базы для устойчивого поступательного развития энергетического сектора, включающей:
формирование целостной и апробированной нормативно-законодательной базы, создание энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли;
завершение преобразований, выводящих смежные секторы экономики на новый уровень энергоэффективности;
переход от лидирующей роли топливно-энергетического комплекса в экономике страны к естественной функции эффективного и стабильного поставщика топливно-энергетических ресурсов для нужд экономики и населения.
С учетом принципа преемственности необходимо обеспечить достижение этих качественных ориентиров в рамках Стратегии.
За время, прошедшее с начала реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, российский энергетический сектор развивался преимущественно в рамках основных прогнозных тенденций, предусмотренных указанным документом, несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от их значений, прогнозировавшихся в 2003 году.
Так, при росте мировых цен на нефть с 27 долларов США за баррель в 2000 году до 94 долларов США в 2008 году и почти 4-кратном превышении последним показателем прогнозных оценок Энергетической стратегии России на период до 2020 года фактический объем экспорта топливно-энергетических ресурсов за тот же период вырос в 1,6 раза при отклонении от прогнозов экспорта по Энергетической стратегии России на период до 2020 года на 9,6 процента.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт