ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является анализ профессиональной коммуникации учителя иностранного языка.

Введение и актуальность


Педагогическая коммуникативность, как профессионально-этический феномен требует от педагога специальной подготовки не только для владения технологией взаимоотношений, а и для приобретения морального опыта, педагогической мудрости в организации взаимоотношений с учениками, их родителями, коллегами в различных сферах учебновоспитательного процесса.
На наш взгляд, наиболее значимыми личностными качествами педагога в процессе профессионального общения выступают:
наличие интереса к осуществляемой профессиональной деятельности;
систематическое осуществление обратной связи;
артистизм;
оптимизм;
педагогическое предвидение;
эмпатия. Все эти качества и составляют тот внутренний глубокий пласт, взаимодействия, фундамент эффективного общения, обеспечивающий интерес учащихся к учебно-воспитательному процессу.
Исследование Е. С. Вакарева [3] показало, что характерными признаками затруднений в деятельности педагога является переживание напряженных психических состояний, чаще препятствующих выполнению деятельности, а также возникновение специфических эмоциональных реакций и неадекватного поведения и общения. Переживания психотравмирующих факторов чаще возникает у педагогов с интернальным локусом контроля в сфере достижений. Для учителей с экстернальностью в сфере здоровья свойственно переживание физиологического дискомфорта. Лица, склонные к интернализации неудач, которые с ними происходят, склонны к переживанию эмоционального дискомфорта, а неудовлетворенность в социальной сфере чаще испытывают педагоги с интернальностью в сфере межличностных отношений и крайне ответственные за состояние и положение дел в своей семье. Такие крайне нежелательные в профессии учителя черты, как черствость, жесткость по отношению к окружающим, слабая сензитивность выступают детерминантой неадекватного избирательного эмоционального состояния, эмоционально-нравственной дезориентации и в целом провоцируют риск эмоционального выгорания. Крайняя выраженность эмоциональной устойчивости провоцирует возникновение симптома эмоционального дефицита, что отрицательно отражается, прежде всего, на воспитательных функциях учителя. Чем больше педагог склонен к традиционным формам деятельности и не готов сталкиваться с новыми задачами, тем чаще он склонен к чувствительности к психотравмирующим факторам профессиональной деятельности, с которыми, по его мнению, совладать крайне тяжело.
Знания, полученные в образовательных учреждениях высшего образования по психологии и педагогике, предоставляют только первоначальную базу для деятельности будущих педагогов. К сожалению, они не подготавливают будущих специалистов к преодолению трудностей, возникающих в педагогической коммуникации. В связи с этим необходимо выделить некоторые составляющие эффективной педагогической коммуникации:
понимание внутреннего ситуативного настроя учащихся;
умение передавать собственные чувства на аудиторию;
эффективная реализация вербальных и невербальных средств взаимодействия;
внешний вид педагога (опрятность, чистота, собранность, доброжелательность, обаяние);
значительное сокращение запрещающих требований и расширение позитивно-ориентирующих психологопедагогических условий;
организация эффективных контактов с учащимися.
Вся сложность профессионально-педагогической коммуникации состоит не только в высоких требованиях к коммуникативной культуре педагога, а и в овладении педагогом способами привлечения учащихся к совместной деятельности. Мастерство общения преподавателя и состоит именно в том, чтобы помочь обучающемуся стать активным участником совместной деятельности. Если же такого соучастия нет, то педагогическое общение является формальным и влияние его незначительно.
Таким образом, эффективную коммуникацию педагога необходимо рассматривать как один из компонентов профессиональной компетентности, как сложно-структурированное образование в системе его профессионально важных качеств.

Заключение и вывод


При развитии профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка используются различные формы организации педагогического процесса, способствующие развитию в единстве когнитивного, практического и ценностно-мотивационного компонентов профессиональной коммуникативной компетентности: беседы, дискуссии, тематические вечера, конференции, фестивали, встречи с учителями иностранного языка, самостоятельная и исследовательская работа учащихся, направленная на усвоение профессиональных коммуникативных знаний в их органическом единстве, выпуск газет и т. д.
Оценочно-результативный компонент развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка включает определение результативности осуществляемого педагогического процесса, т. е. степени соответствия полученных результатов поставленным целям; анализ причин, обусловливающих появление отрицательных результатов педагогического взаимодействия; выявление путей исправления недостатков педагогической деятельности и внесение необходимых корректив для достижения более высоких результатов.
Результаты исследования продемонстрировали эффективность разработанной методики. Содержание разработанных занятий способствует формированию профессиональной коммуникативной компетенции: в результате освоения материала студенты продемонстрировали знание основ речевой профессиональной культуры, умение общаться, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации и владение профессиональным языком предметной области знания.
Таким образом, взаимосвязь выделенных компонентов развития профессиональной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка обеспечивает целостность осуществляемого педагогического процесса.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ