Профессиональная деятельность социального педагога в различных сферах жизнедеятельности общества

Цели и задачи

Цель исследования – изучение условий организации социально - педагогической работы в школе.

Введение и актуальность


Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ СОШ им.С.К.Шойгу №1 с.Кара-Холь Бай-Тайгинского кожууна. Всего в исследовании приняли участие 15 семей, имеющих 3 и более детей. Выборку исследования составили 7 семей, имеющих 3 детей, 5 семей, имеющих 4 ребенка и 3 семьи, имеющих 5 и более детей. Возрастной рубеж родителей от 27 до 43 лет. В семьях дети от 4 месяцев до 17 лет. В целом, в количественном эквиваленте, в исследовании участвовало 57 человек из 15 многодетных семей. Из них как многодетные семьи состоят на учете социальных органов только 3 семьи. Тексты методик для обследований представлены в Приложении 1, 2
Исследование проводилось в несколько этапов:
- сбор информации, анализ документации социального педагога школы;
- обследование жилищных условий, материальной обеспеченности, воспитательного потенциала семьи;
- разработка программы работы социального педагога с многодетными семьями;
- апробация программы работы социального педагога с многодетными семьями;
- выявление результативности реализации программы.
Рассмотрим детально этапы проведенного нами экспериментального исследования:
1) сбор информации, анализ документации социального педагога школы
На данном этапе проводилось изучение нормативно-правовой и отчетной документации социального работника по программам, имеющим непосредственное отношение к работе с семьями. К ним относятся такие как подпрограммы работы с многодетными семьями, планы работы социального работника, отчеты профилактических мероприятий по работе с родителями и другая документация. Также в рамках данного этапа производился oт6op семей, с количеством детей выше трех для участия в эмпирическом исследовании.
2) обследование жилищных условий, материальной обеспеченности, воспитательного потенциала семьи
Целью данного этапа исследования явилось проведение обследования жилищных условий, материальной обеспеченности, воспитательного потенциала многодетной семьи. Для проведения констатирующего эмпирического исследования социальных условий проживания семьи были применены акты обследования социально­ бытовых условий семьи, патронаж домов, отправка и получение запроса из «Центра социальной помощи семье и детям» Бай-Гайгинского кожууна о состоянии на учете как многодетной или малообеспеченной семьи. Также на этом этапе был проведен опрос классных руководителей детей по воспитательному потенциалу данных семей.
3) разработка программы работы социального работника многодетными семьями.
Для повышения эффективности работы социального работника с многодетными семьями мы разработали комплекс мероприяшй для многодетных семей, объединенных в единую программу. Данная программа имеет своей целью всестороннюю помощь и поддержку многодетных семей. Таким образом, программа имеет 3 блока:
1. Духовное и нравственное
2.Социальное материальное
3.Семейнве ресурсы
Для реализации цели программы - осуществления всесторонней помощи и поддержки многодетных семей, мы разработали комплекс мероприятий, соответствующих тематике блоков. Так как в работе многодетными семьями, в основном применяется такая форма работы как патронаж и групповые формы, мы запланировали комплекс мероприятий, включающих семейные проекты, а также групповые дискуссии и экскурсии.
Целевую аудиторию программы мы выбирали исходя из актуальности проводимых мероприятий для данных семей, стараясь ориентироваться на семьи с большим количеством детей. Таким образом, в реализации программы приняли участие 7 семей, имеющих 3 детей; 5 семей, имеющих 4 ребенка и 3 семьи, имеющих 5 и более детей.
Блоки программы в большинстве по объему и количеству запланированных мероприятий равные. Основным лицом, осуществляющим реализацию программы, является социальный работник, который осуществляет комплексную поддержку многодетных семей.
4) Апробация программы работы социального работника многодетными семьями.
Апробация социально-педагогической программы, направленной на оптимизацию системы осуществления всесторонней помощи и поддержки многодетных семей заняла большой промежуток времени. Во время проведения мероприятий мы сталкивались с организационными трудностями, так как собрать вместе такие семьи оказалось сложным делом, так как в большинстве многодетных семей имеются маленькие дети (не устроенные в детские учреждения - школы, сады). Благодаря большой организационной поддержке социального работника нами были проведены большинство запланированных мероприятий программы. Небольшой массив мероприятий был проведен социальным работником и инспектором по делам несовершеннолетних.
5) Выявление результативности реализации программы.
После апробации программы, мы провели контрольное экспериментальное исследование, призванное выявить результативность реализации программы. При выявлении результативности программы мы воспользовались следующим диагностическим инструментарием:
Методика РАЮ (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. В нашей стране адаптирована кандидатом психологических наук Г.В. Нещерет. В методике выделены 23 аспекта- признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 – оптимальный эмоциональный контакт, 2 – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 – излишняя концентрация на ребенке.
Методика «Стратегии семейного воспитания» направлена на выявления стиля семейного воспитания, характерного для обследуемой семьи. В данной методике приведены авторитетный (в терминологии других авторов - «демократический», «сотрудничество»), авторитарный (в терминологии других авторов - «автократический», «диктат», «доминирование»), либеральный (в терминологии других авторов «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»), индифферентный.
Семейная социограмма способствует изучению:
- положение субъекта в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье - прямой или опосредованный;
- возникновения причин неблагополучия;
- оценки динамики семейных взаимоотношений.
Выделяют следующие критерии, по которым производится оценка результатов психодиагностика:
1 число членов семьи, попавших в площадь круга,
2 величина кружков;
3 расположение кружков относительно друг друга,
4 дистанция между ними.
Методика «Семейная социограмма» дает возможность экстернализации неосознаваемых аспектов взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.

Заключение и вывод

Итак, социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это, в первую очередь, неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников, в школе, или в семье. Это дети больные, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщились к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. А также это дети одаренные.
Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае - научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.
Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями. Он организовывает различные секции и клубы, школьные мероприятия.
Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи. Играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.
Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы.
Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.
Социальный педагог выявляет детей-школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда.
Он следит за детьми-школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры; контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные "школьные" завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.
Опыт работы социального педагога в школе широко распространяется.
Социальный педагог изучает интересы детей, проблемы семейных отношений с различным укладом, - изучает семью, помогает ей в кризисных ситуациях, помогает в оздоровлении среды, в улучшении психологической и педагогической культуры среды, защищает интересы ребенка, налаживает контакты.
Но, к сожалению, сегодня есть школы, в которых еще нет социальных педагогов. Но радует то, что его функции частично выполняет заместитель директора по воспитательной работе или некоторые классные руководители. Например, они могут посещать семьи учащихся, могут для себя вести учет неблагополучных семей, проводить собрания и беседы с такими семьями, но у них нет прав осуществлять официальную социальную помощь ученикам. Такие права есть у социальных педагогов. Поэтому их наличие в школе незаменимо.
Но так как эта профессия сравнительно молодая, есть надежда, что школам, не имеющим пока социальных педагогов, осталось ждать недолго, хочется верить, что это профессия будет иметь огромный спрос. А будущим школьным социальным педагогам нужно знать, что их ждут и в них нуждаются.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ