проблему семейный отношений в русской литературе через призму творчества Л

Цели и задачи

Цель работы: рассмотреть проблему семейный отношений в русской литературе через призму творчества Л.

Введение и актуальность


Тема семьи глубоко волновала и М.Е. Салтыкова-Щедрина, известного в литературе как писателя-сатирика. В период 70-х годов Салтыков-Щедрин отходит в своем творчестве от сатирической направленности и создает произведение, которое имеет психологическую окраску. В центре романа «Господа Головлевы» изображена дворянская семья Головлевых, она представлена как некий обобщенный образ, воплотивший в себя противоречия предреформенной и пореформенной России.
Одну из существенных проблем семьи-проблему поколений, поднял в своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев..Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.
Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав.
Не прошли русские романисты и мимо разумения семьи как замкнутого камерного союза двух любящих супругов. В довлею щую самой себе семейную идиллию превратилось существование Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны Товстогубов из «Старосветских помещиков» (1835) Н. Гоголя. В гончаровском «Обрыве» им подобны супруги Молочковы, в тургеневской «Нови» — старички Фимушка и Фомушка. Все они восходят к Филемону и Бавкиде, мифологической греческой чете из Фригии, которую боги за ее благочестие наградили долголетием и возможностью умереть одновременно.
В романе И. А. Гончарова “Обломов” с заглавным героем связаны архетипические образы дома, семейной жизни. Средоточие дома, семьи – это огонь домашнего очага. Илье Ильичу родственна огненная стихия, об этом говорит его имя. По ветхозаветным мотивам, Илья связан с небесным ог- нем [1]. В народных представлениях Илья-пророк, бог-громовержец или громовик – «могучий, седой старец», который разъезжает на огненной колеснице «из конца в конец по беспредельным небесным полям, и карающая рука его сыплет с надзвездной высоты огненные каменные стрелы… Куда ни появится этот грозный старик, он всюду несет с собой огонь…» [2]. Именно бог-громовержец «послал с неба молнию, возжег ею на земле огонь и устроил первый очаг». «В пламени очага чтили небесный огонь Перуна», – замечает А. Н. Афанасьев. В сво- ей работе «Религиозно-языческое значение избы славянина» он пишет: «Очаг домашний был самое священное место, от него религиозный характер перешел на все жилище» [3]. Очаг – это начало, объединяющее людей в семью, в сообщество, связанное родственными узами.
Таким образом, тема семьи в русской классической литературе -  одна из ведущих. Трудно найти произведение, где отражены семейные отношения. Образ семьи занимает главенствующее положение в творчестве таких писателей XIX века. У каждого писателя свой взгляд на эту значимую тему.. Каждый  по-своему изображает  семейные отношения, опираясь на личный жизненный опыт  и на сложившуюся историческую ситуацию

Заключение и вывод


Творчество Л.Н. Толстого, на протяжении которого писатель постоянно обращался к «мысли семейной», представляет особый интерес в контексте рассмотрения проблемы создания жанра семейного романа в русской литературе. Общеизвестно, что в главных шедеврах Толстого, «Войне и мире» и «Анне Карениной», в центре внимания находится именно проблема семьи. Черты жанра семейного романа, которые мы безошибочно определяем в этих произведениях, были разработаны и подготовлены в раннем творчестве писателя. Именно в связи с этим необходимо уделить особое внимание первым опытам Толстого в области романа и тем принципам, по которым им был разработан жанр семейного романа.
Всем известна давно ставшая хрестоматийной фраза Льва Толстого в записи Софьи Андреевны: «в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную, в «Войне и мире» любил мысль народную, вследствие войны 12 года» [1]. Писатель не противопоставлял свой «семейный» роман «народной» эпопее, он продолжал и развивал в нем любимую мысль. Семейная тема -одна из ведущих в «Войне и мире», и эта тема теснейшим образом «сопряжена» с национально-исторической и философской проблематикой романа. Неслучайно современная Толстому критика (в первую очередь H.H. Страхов) прочитала «Войну и мир» как семейную хронику. И неслучайно исторический романист Г.П. Данилевский полагал: «Главная сила графа Л.Н. Толстого - в изображении мирных, семейных картин. В отдельных картинах «Войны и мира» и «Анны Карениной» и в целом романе «Семейное счастие» он является истинным и могучим поэтом тихого, семейного очага» [2].
Едва ли в русской литературе найдется другой автор, который бы уделил семейной теме столько внимания, как Толстой. В этом смысле его творчество дает уникальной пример верности любимой мысли. Образ семьи, дома, семейных и родовых преданий возникает уже в автобиографической трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Особым нравственно-религиозным смыслом наполнены семейные отношения в «Войне и мире». В «Анне Карениной» семейная тема приобретает драматическое развитие. И наконец, трагический финал данной темы развернут в «Крейцеровой сонате».
Творчество Л.Н. Толстого, на протяжении которого писатель постоянно обращался к «мысли семейной», представляет особый интерес в контексте рассмотрения проблемы создания жанра семейного романа в русской литературе. Общеизвестно, что в главных шедеврах Толстого, «Войне и мире» и «Анне Карениной», в центре внимания находится именно проблема семьи. Черты жанра семейного романа, которые мы безошибочно определяем в этих произведениях, были разработаны и подготовлены в раннем творчестве писателя.
Творчество JI.H. Толстого, которого на протяжении всей жизни особенно интересовали проблемы семьи, ее существования, является, пожалуй, наиболее показательным при рассмотрении судьбы семейного романа в русской литературе. Основные тенденции развития этого жанра в России достигли наиболее яркого выражения именно в произведениях Толстого. Особое значение при этом имеет раннее творчество писателя, так как именно в этот период складывается система мотивов и приемов, подготовившая большинство достижений в области поэтики и жанра его зрелого творчества.
Наряду с романом семейным, утверждающим бытие семьи и незыблемость семейного идеала, создается так называемый «анти-семейный» роман, подвергающий сомнению возможность существования настоящей семьи. Общая критическая направленность литературы русского реализма, неудовлетворенность жизнью, окружающей действительностью во многом объясняет расцвет и господство анти-семейного романа в русской литературе середины и конца XIX века, в то время как положительный потенциал романа семейного остался практически не реализованным.
Творчество Л.Н. Толстого характеризуется той же эволюцией: от попыток создания семейного романа в ранний период и осмысления проблемы семьи в вершинных произведениях «Войне и мире» и «Анне Карениной», писатель приходит в разочарованию в идеале семейственности в своем позднем творчестве. Наиболее четко и полно черты анти-семейного романа прослеживаются в повести «Крейцерова соната.
На мой взгляд, Л. Н. Толстой был одним из выдающихся писателей, в чьем творчестве одно из первых мест занимала тема семьи и семейных ценностей. Он не выдумывал свои романы и рассказы. Для Л. Н. Толстого истина жизни была в максимальной естественности, приближенности к народу, одной из его главных жизненных ценностей была семья. И свою дань семье Толстой отдал не только в жизни, но в литературе через свои романы, где сумел вскрыть тончайшие нюансы психологии семьи, брака и любви.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ