Проблема соблюдения этического кодекса в реалити-шоу на современном телевидении

М. К. Мамардашвили называет такие состояния «пограничными» и считает их предпосылками «сюрпризных» смыслов, то есть, таких непрогнозируемых смыслов, появление которых возможно именно вследствие действия изначально неопределённого, пограничного и непредсказуемого пространства осуществления, казалось бы, известных, устойчивых и привычных значений и представлений.
Исследователь Э. Г. Шестакова раскрывает тему пограничных состояний и пишет, что благодаря им «в человеке обнаруживаются и обнажаются, часто неожиданно и невероятно для него самого, такие трансформации я и мира, которые проявляют качественно новые смыслы и ценности».
Феномен «сюрпризности» возможен в рамках формата реалити-шоу, и создатели программ им активно пользуются. А участники, которые обладают достаточной степенью стрессоустойчивости, способностями к импровизации и артистизмом, становятся лидерами подобных проектов.
Подтверждением этого высказывания могут являться слова участницы шоу «Голос. Дети», которую заставили исполнять песню, стоявшую в ее шорт-листе последней, а не что-то из первой тройки, на которую она с педагогом по вокалу потратили больше всего времени и сил: «Я рыдала и даже хотела отказаться от участия в проекте. У моего педагога тоже был шок. Мама пыталась договориться с редакторами о замене композиции, но все было бесполезно».
По нашему мнению, участников шоу намеренно ставят в стрессовые условия, чтобы, во-первых, выжил и победил сильнейший, а, во-вторых, накал страстей на передаче был соответствующим — за счет выкристаллизовывания новых смыслов и ценностей в участниках.
Э. Г. Шестакова подводит черту под этим феноменом: «реальное шоу – это уловление, эксплуатация и масштабирование повседневно-житейского человека, ситуаций, мира, когда в результате их сложной публичности (публичности переживания ситуаций и их демонстрации) происходит максимальная актуализация состояний пограничности, имитации и самоимитации. Следовательно, неизбежна и катастрофа понимания, самопонимания и осуществления актов понимания как экзистенциальная проблема коммуникации и феноменологическая проблема интерсубъективности».
А там, где есть катастрофа (и телекамеры), найдутся и желающие за нею наблюдать.
Далее рассмотрим, какие существуют этические рамки для современных создателей реалити-шоу на российском ТВ.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ